РУ БЕ EN

Внедрение модели формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа

Информационная характеристика проекта
развернуть >>
свернуть

 

1.  Название проекта:

«Внедрение модели формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа посредством использования историко-культурных ресурсов региона в учебной и внеклассной работе учреждений общего среднего и дополнительного образования»

 

2.  Научное сопровождение проекта:

Пурышева Наталья Михайловна, доцент кафедры дидактики и частных методик учреждения образования «Могилевский государственный областной институт развития образования», кандидат кандидата исторических наук, доцент

 

3.  Разработчики проекта:

Кергет Инна Леонтьевна, директор государственного учреждения образования «Средняя школа аг. Пограничный»;

Некало Гражина Станиславовна, заместитель директора по учебной работе государственного учреждения образования «Средняя школа аг. Пограничный»

Полонейчик Татьяна Анатольевна, заместитель директора по воспитательной работе государственного учреждения образования «Средняя школа аг. Пограничный»

 

5.  Временные рамки реализации проекта: 2021 – 2024

свернуть

Обоснование целесообразности (актуальности) темы инновации
развернуть >>
свернуть

 

   Кодекс Республики Беларусь об образовании, Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи, Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021 - 2025 гг. закрепляют приоритет воспитания в учреждениях образования. Стержнем воспитательного процесса является целенаправленное и активное содействие личностному становлению гражданина и патриота своей страны, имеющего активную гражданскую позицию, готового к выполнению конституционной обязанности по защите Родины, формирование уважения к защитнику Отечества на примере героического прошлого белорусского народа. [1]

Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения является стратегическим ресурсом развития общества. Стратегической целью гражданско-патриотического воспитания выступает воспитание личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны. Гражданско-патриотическое воспитание формирует не просто законопослушного гражданина, а человека, осознанно и активно исполняющего свой гражданский долг. В соответствии со стратегической целью определяется педагогическая цель гражданско-патриотического воспитания.

Как социальный феномен патриотизм является особой ценностью, которая необходима человеку, поскольку придает его жизни глубокий смысл. Сегодня мало дать знания, нужно вырастить настоящего гражданина, патриота, научить его мыслить, выражать свое мнение. Стоит задача побудить учащихся формировать собственную гражданскую позицию, почувствовать сопричастность ко всем важным событиям и достижениям прошлого и настоящего белорусского народа.

Патриотизм – это сложное личностное образование, проявляющееся как особенности, качества, характеристики в чувствах, сознании, морально-волевых проявлениях, поступках и поведении, действиях и деятельности, в которых сочетаются любовь к Родине, к земле, где родился, гордость за исторические свершения народа. Личность гражданина-патриота характеризуется проявлением чувства любви к стране, родному краю, близким людям, гордости за свое Отечество, за его историю и достижения народа, почитанием национальных святынь и символов. В социально-педагогическом плане воспитание патриота – это социальный процесс, протекающий под воздействием как объективных факторов влияния социальной среды (семья, школа, общественные организации и т.д.), так и субъективных условий духовно-практической деятельности самой личности. Особую актуальность приобретает поиск новых подходов к вовлечению школьников в социально-культурную деятельность, содержание которой составляет комплекс педагогически целесообразных форм, средств и методов патриотического воспитания.

Одна из основных задач системы образования состоит в том, чтобы наряду с развитием у учащихся познавательной активности, способствовать развитию ценностного отношения к важнейшим сторонам прошлого и современности. Формирование эмоционально-ценностного отношения к миру связано с формированием идеалов личности и находит свое проявление в актуальной системе ее ценностных ориентаций, которая, в итоге, определяет направленность личности.

Ценности являются основополагающим компонентом духовной культуры человечества и базой в формировании индивидуального мировоззрения личности. Аксиологическая направленность педагогики чрезвычайно важна, так как формирование идеологии, взглядов, убеждений личности, поведенческих навыков, воспитание морали и нравственности всегда рассматривалось в качестве педагогической задачи. Функция опыта эмоционально-ценностных отношений – пристрастное, избирательное отношение к объектам и явлениям окружающего мира и себе, формирование системы личностных смыслов. Прошлое принимается учеником как личностная ценность, если он осознаёт связь между прошлым и собственной жизнью и если он способен в творческой, ценностно-ориентационной деятельности, в рефлексии выработать эмоционально-осознанное личностное отношение к героическим событиям отечественной истории. Задача педагога – организовать работу таким образом, чтобы знания о героическом прошлом белорусского народа способствовали развитию у учащихся эмпатии, идентификации себя с исторической судьбой народа. Сопричастность, сопереживание, сочувствие вызывают у детей позитивное отношение к событиям героического прошлого Беларуси. Педагогически грамотно организованная ситуация эмоциональной вовлеченности, в свою очередь, способствует формированию гражданской позиции, как чувства неразрывной связи с народом, сознания ответственности за безопасность и процветание Родины.

Одним из главных направлений духовно-нравственной жизни нашего общества является сохранение исторической памяти. В образовательном пространстве эта задача актуализируется тем, что учащимся необходимо сегодня не только иметь адекватное представление об историческом процессе на примере всемирной или отечественной истории, но и знать «свою», «личную» историю, запечатленную и сохраненную в «местах памяти», тех материальных и нематериальных объектах, которые являются символическими элементами наследия национальной памяти народа. Этот ресурс в нашей стране хорошо представлен на региональном уровне. Историко-культурное наследие «малой Родины» является действенным средством формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа, так как оно способствует выявлению связи региональной истории с Отечественной историей, с событиями всемирного масштаба, прежде всего, это – вклад белорусского народа в победу над фашистской Германией, героического прошлого родной страны.

Особое место в исторической памяти белорусского народа принадлежит событиям Великой Отечественной войны. Память о войне среди жителей Беларуси является достаточно целостной и не вызывающей противоречивых интерпретаций. В массовом сознании она представляется тяжелым испытанием для белорусского народа, проявившего в ней невиданный героизм. Эти социальные представления о прошлом полностью согласуются с тем образом войны, который функционирует в государственном дискурсе. При этом актуализируется связь прошлого и настоящего, победа в войне – это достояние народа, которым можно и нужно гордиться в современности. Это способствует выработке устойчивой положительной эмоциональной связи с национальной общностью.

Актуальность проекта обусловлена огромным значением эмоционально-ценностных отношений в развитии и воспитании личности. Осознание индивидом ценности объекта формирует ценностное отношение как определенный способ видения мира, важное место в котором занимают эмоции. Формой ценностных отношений является эмоционально-психологическая структура. В классификации выделяют предметные ценности как явления материального мира и субъектные, или духовные ценности. Система ценностей, подлежащая усвоению учащимися в процессе изучения разнообразных учебных предметов, включает общечеловеческие, общественные и личностные ценности. Общечеловеческие и нравственно-духовные ценности позволяют подчеркнуть гуманистические аспекты содержания образования.

В рамках учебных программ по отечественной истории, географии, русской и белорусской литературе формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к миру обозначено в качестве ведущей задачи образования. Данные вопросы не остались без внимания со стороны учителей, методистов, ученых-практиков. Отдельные аспекты этой проблемы освещали доктора исторических наук А.А. Коваленя, И.А.Марзалюк, А.М.Литвин, В.В.Данилович и др., кандидаты педагогических наук С.В.Панов, А.А.Корзюк, И.И.Богданович и др. Эти вопросы были актуализированы Президентом Республики Беларусь. А.Г. Лукашенко на вручении паспорта юным гражданам Беларуси подчеркнул: «Патриотизм – не просто разговоры о том, как мы любим Родину (хотя и говорить об этом надо). Это ежедневный труд на ее благо, сохранение исторических, культурных традиций, защита интересов государства и жизни людей. Все это ценности, которые нашим предкам приходилось отстаивать с оружием в руках». Особо Президент выделил героический подвиг тех, кто 75 лет назад отвоевал для белорусов право на существование, разгромив фашизм: «Они сохранили всем нам жизнь и свободу. Я убежден, что это наследие вы будете беречь так же, как и мы». Тем самым на государственном уровне сформулирована задача: продолжить систематическую и целенаправленную работу, как всех социокультурных институтов, так и индивидуумов по воспитанию социально активной личности гражданина и патриота. Использование историко-культурных ресурсов регионов Республики Беларусь будет способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения к героическому прошлому белорусского народа и на этой основе воспитанию патриотизма – любви к своему дому, малой родине и стране.

В то же время изучение научной литературы, результатов современных исследований, анализ существующего опыта патриотического воспитания на основе формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа посредством использования историко-культурных ресурсов региона показывают наличие следующих противоречий:

- между насущной необходимостью формирования патриотизма как социально-духовного явления в обществе и девальвацией патриотических чувств, размытостью патриотического сознания, происходящих под влиянием различных факторов современной жизни;

- между возросшими потребностями общества, государства в формировании личности гражданина-патриота на основе национальных культурно-исторических традиций и преимущественной ориентацией подрастающего поколения в современном обществе на абстрактные человеческие ценности;

- между насущной потребностью белорусского общества в патриотически настроенных гражданах и недостаточной сформированностью целенаправленного системного подхода к организации процесса патриотического воспитания с учетом региональной специфики;

- между возросшим интересом современных исследователей и практиков к разработке, совершенствованию, внедрению новых воспитательных технологий и недостаточной готовностью педагогов к применению их в области эмоционально-ценностных отношений к историческому прошлому;

- между потребностями учащихся в социально значимой деятельности, социальном самоутверждении и недостаточным обеспечением реальных условий для проявления учащимися патриотических чувств, осознания связи поколений, вклада каждой семьи в историю Родины.

Следует также отметить, что не в полной мере методически обоснованы подходы к содержательным аспектам названной проблемы. Научно-педагогическим сообществом осознано противоречие между необходимостью формирования у учащихся эмоционально-ценностного отношения к героическому прошлому белорусского народа и отсутствием системного подхода при преподавании предметов гуманитарного цикла в региональном компоненте, что обусловливает актуальность данной темы инновационного проекта.

Целесообразность осуществления данного инновационного проекта обусловлена общими задачами, стоящими перед учреждениями образования республики – сохранение исторического наследия белорусского народа, вовлечение учащихся в активную поисковую и исследовательскую деятельность.

Каждый регион нашей республики богат своим историко-культурным прошлым. Определение историко-культурных ресурсов региона, способствующих формированию у учащихся эмоционально-ценностного отношения к героическому прошлому белорусского народа, является непосредственной задачей учреждений образования – участников проекта.

Общим для всех участников инновационного является сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне, поскольку она – ключевой фактор для формирования белорусской национальной идентичности, наиболее устойчивый и артикулированный комплекс в представлениях о прошлом граждан Беларуси.

Внедрение модели формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа посредством использования историко-культурных ресурсов региона в учебной и внеклассной работе учреждений общего среднего и дополнительного образования будет способствовать осознанию и пониманию учащимися ключевых событий истории нашего государства, сохранению идеалов присущих нашему обществу,осознанию сопричастности себя и своей семьи ко всем важным историческим событиям и достижениям белорусского народа.


 

[1] Кодекс Республики Беларусь об образовании : Кодекс Респ. Беларусь, 13 января 2011 г. № 243-З принят Палатой представителей 2 декабря 2010 г. : одобрен Советом Республики 22 декабря 2010 г. : текст Кодекса по стостоянию на 23 июля 2019 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Национальный Центр правовой информации Республики Беларусь. – Режим доступа: https://etalonline.by/document/?regnum=Hk1100243

свернуть

Цель и задачи инновационного проекта
развернуть >>
свернуть

 

Цель инновационного проекта – сформировать эмоционально-ценностное отношение учащихся к героическому прошлому белорусского народа посредством использования историко-культурных ресурсов региона.

 

Задачи:

  1. Разработать научное обоснование и методический инструментарий эффективной реализации модели формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа.
  2. Определить образовательно-воспитательный потенциал историко-культурных ресурсов региона и возможности его использования в учебной и внеклассной работе учреждений общего среднего и дополнительного образования.
  3. Создать развивающую образовательную среду на основе комплексного планирования учебной и внеклассной работы при изучении героического прошлого белорусского народа.
  4. Разработать комплекс организационно-методических мероприятий интегративного характера по сопровождения инновационной деятельности педагогов и овладению ими компетенциями, а также эффективными формами, методами и средствами по использованию историко-культурных ресурсов региона в профессиональной деятельности.
  5. Разработать и реализовать комплекс мероприятий, обеспечивающих эффективное внедрение данного инновационного проекта (психолого-педагогическое, информационное сопровождение инновационной деятельности, взаимодействие учреждений образования, осуществляющих инновационную деятельность).
  6. Разработать Программу сотрудничества и социального партнёрства с заинтересованными общественными организациями, учебными заведениями, создать условия для её реализации.
  7. Сформировать, обобщить и распространить эффективный опыт работы в массовую образовательную практику.
свернуть

Описание научных теорий и разработок, на основе которых создан инновационный проект
развернуть >>
свернуть

 

   Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности – в идеологии, политике, культуре, экономике, экологии и т.д.Разработка научно-теоретических основ патриотического воспитания подрастающего поколения на уровне человека, семьи, рода, школы, деревни-села, района, республики с учетом местной специфики и реальных возможностей остается одной из актуальных задач отечественной педагогической науки.

Проблема памяти о героическом прошлом нашей страны и воспитании на ее основе патриотизма и гражданственности у подрастающего поколения раскрывается в работах академика Национальной Академии наук Республики Беларусь А.А.Ковалени. В фундаментальном издании, вышедшем под его редакцией,[1] на высоком научно-теоретическом уровне обосновано положение о том, что белорусский народ вопреки всем сложностям сохранил свой язык, культуру, традиции, обычаи, построил свою государственность. Из этого следует общественно значимая задача – не только сохранить память о героическом прошлом, но и сделать его действенным инструментом воспитания гражданственности и патриотизма. Проблема исторической памяти о Великой Отечественной войне как ресурсе патриотического и гражданского воспитания посвящены работы А.Л.Ластовского, В.В.Даниловича, С.Н.Тёмушева, В.С.Болбаса, Н. В Проказиной, Ю.В Дороховой, H.H Хатнюк, Ю.В.Исаевой и др.

В отечественных педагогических исследованиях гражданское и патриотическое воспитание рассматривается в тесной взаимосвязи (В.В. Буткевич, Т.А. Гутарчык, В.А.Зенченко, Д.П. Зубко, Е.П. Маркович, О.Л. Сташкевич и др.). В.В. Буткевич раскрывает органическую взаимосвязь патриотического и гражданского воспитания, что предполагает в качестве основы патриотического и гражданского воспитания развитие у воспитанников любви к своему народу, государству[2]. Д.П. Зубко[3], Е.П. Маркович[4] выделяют в качестве важнейших задач гражданского воспитания формирование чувства патриотизма, отмечая, что по своей сущности патриотическое воспитание более тесно связано с понятием Родина, Отечество, страна.

Разработкой общих проблем гражданско-патриотического воспитания в современной педагогической науке занимаются как отечественные, так и зарубежные ученые (В.И. Бобрович, А.Л. Барчук, В.В. Буткевич, Л.А. Гащенко, Т.А. Гутарчик, Н.В. Ипполитова, А.В. Русецкий, и др.). В имеющихся исследованиях раскрываются как теоретико-методологические (В.Л. Жук, С.М. Захарова, В.Т. Кабуш, Ф.В. Кадол, С.С. Кацевич, В.В. Мартынова, В.П. Тарантей и др.), так и методические его основы (Л.А. Казинец, А.Ю. Крикало, В.М. Петухов, А.У. Толкачева и др.).

Среди научных исследований, в которых рассматриваются социокультурные аспекты формирования содержания гражданско-патриотического воспитания, следует отметить работы, посвященные вопросам развития просвещения и педагогической мысли Беларуси (С.В. Снапковская, Г.Р. Сенькевич и др.), влиянию народной педагогики и национально-культуных традиций белорусов на гражданско-патриотическое становление личности (Г.П. Орлова, В.С. Болбас, И.И. Калачева, Л.В. Ракова и др.).

Вопросы исторической обусловленности гражданско-патриотического воспитания особенностями развития белорусских земель в условиях становления белорусской государственности, религиозно-конфессиональных и национальных процессов, освещают исследования М.И. Вишневского, И.В. Вишневской, И.А. Марзалюка, А.С. Майхровича, С.А. Подокшина, В.В. Старостенко, Ю.Н.Бохана, А.В.Любого, Б.Д.Долготовича, Э.Г.Иоффе, В.Е.Козлякова, В.К.Коршука, В.С.Кошелева, В.Ф.Ладысева, О.А.Яновского и др.

Вопросы организации краеведческой работы, использования краеведческого материала для организации учебной и внеклассной деятельности школьников в связи с проблемой целенаправленного формирования у детей знаний о богатстве культурного наследия края рассматриваются в работах отечественных (А.А.Корзюк, М.В.Пивовар, И.М.Прокопович и др.) и зарубежных исследователей (И.И.Макарова, В.Г.Манджиева, Л.П.Разбегаева, А.Р.Батыршина, Г.И.Ведеиеева, Н.М.Головин и др.)

Актуальные проблемы воспитания гражданина и патриота нашей страны, рассматривались на Международной научно-практической конференции, которая проводилась в Институте социологии НАН Беларуси совместно с Государственным пограничным комитетом Республики Беларусь 16–17 мая 2019 года. В докладах и выступлениях участников конференции - ученых и идеологических работников Беларуси, России и Украины - актуализирована задача создания действенной системы патриотического воспитания, формирования у граждан нашей страны и молодежи устойчивых национально и патриотически ориентированных нравственных ценностей с использованием наиболее эффективные форм работы и ресурсов, сложившихся во всех видах образовательных учреждений[5]. Главный научный сотрудник Института социологии НАН Беларуси, доктор философских наук, профессор, академик НАН Беларуси Е.М.Бабосов отметил многоаспектность понятия патриотизм, охарактеризовал многообразие его источников, определил его ведущее место в составе культурного кода белорусов[6].

Различные аспекты понимания ценностных основ современной системы патриотического воспитания рассмотрены в работах Б.С.Гершунского, М.С.Кагана, В.Н.Мясищева, Н.Д.Никандрова, Ю.А.Райсвиха, В.А.Сластенина и др. Взаимосвязь ценностных ориентаций и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения прослеживается в работах В.И.Андреева, О.А.Ильясовой, И.Ф.Исаева, А.В.Кирьяковой, З.А.Мальковой, С.И.Маслова, Б.М.Неменского и др.

Исследованием ценностной проблематики с середины 20 века в советской и постсоветской науке занимались Б.Г. Ананьев, Т.К. Ахаян, Б.М. Бим-Бад, М.В. Богуславский, З.И. Васильева, Б.С. Гинецинский, О.Г. Дробницкий, А.Г. Здравомыслов, П.Р. Игнатенко, М.Г. Казакина, А.В. Кирьякова, А.И. Кравченко, Г.Б. Корнетов, Т.Н. Мальковская, B.C. Мерлин, А.А. Ручка, В.А. Сухомлинский, В.П. Тугаринов, В.А. Ядов и др. Педагоги создавали классификационные модели ценностей, определяемые в качестве содержательной основы воспитания (В.А. Конаковский, А.В. Кирьякова, Н.Д. Никандров, P.M. Рогова); изучали сензитивность личности к присвоению ценностей на различных этапах онтогенеза.

Достаточно полно разработан психологический аспект формирования патриотизма, объясняющий природу патриотических чувств и сознания с позиции элементарных психических процессов. Важнейшие положения известного психолога Л.С. Выготского о высшей нервной деятельности (поведении) человека позволяют утверждать, что решающим фактором человеческого поведения является не только биологический, но и социальный фактор, который привносит с собой совершенно новые моменты в поведение человека. Исследования психологов Е.В. Андриенко, А.К. Колеченко, Р.Л. Кричевского, А.В. Петровского, Н.Ф. Талызиной утверждают, что психологические образования можно определять, формировать и развивать на основе деятельностного подхода к психике.

Методологическую значимость для нашего инновационного проекта представляет исследование социального психолога М.С.Фабрикант[7]. На основе анализа индивидуальных историй автор выявила особенности психологической составляющей белорусской национальной идентичности. Плодотворным является ее вывод о том, что основными психологическими ресурсами конструирования национальной идентичности выступают понимание и принятие социально разделяемых критериев национальной самоидентификации, а также индивидуальный опыт позитивно-негативного переживания национальных достижений и эмоции национальной гордости и любви к своей стране.

Проблема формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к миру, историческому прошлому, культурному наследию региона еще недостаточно исследована в отечественной науке, но хорошо разработана российскими педагогами на примере географии и истории[8]. В диссертации Е.Е.Сорокиной рассмотрены три группы методов, формирующие эмоционально-ценностное отношение учащихся к миру: методы эмоционально-личностного стимулирования, направленные на развитие мотивационной сферы личности (способность развития эмоций), методы осуществления ценностного обмена содержанием учебного материала, ориентированного на создание межличностного диалога, и методы рефлексии учебной деятельности, способствующие на основе самооценки и самоанализа самоидентификации личности. Данные методы базируются на взаимодействии учителя и учащихся, а также на взаимном уважении и доверии. Научно-методическими условиями реализации формирования у учащихся эмоционально-ценностного отношения являются создание учебных личностно-ориентированных ситуаций, организация и проведение смыслоориентированных самостоятельных работ, применение технологий личностно-ориентированного обучения и использование учебных материалов, ориентированных на формирование эмоционально-ценностного отношения.

Теоретические подходы к использованию историко-культурных ресурсов региона в условиях эколого-туристской деятельности раскрываются в исследовании М.В.Лесниченко-Роговской «Патриотическое воспитание старшеклассников в условиях эколого-туристской деятельности»[9]. Автор понимает патриотическое воспитание как процесс систематического и целенаправленного социально-педагогического взаимодействия как его организаторов, так и воспитанников. характеризующийся сбалансированным использованием совокупности обоснованных средств, форм и методов с целью формирования: патриотического сознания (знание истории страны; понимание задач, стоящих перед страной, и своего патриотического долга); патриотических чувств (любовь к Родине – к родным местам, родной природе, родному языку; уважение к прошлому своей страны, обычаям и традициям своего народа); патриотических убеждений (стремление к защите чести и достоинства Родины, уважение к службе в армии, готовность защищать Родину); патриотической деятельности (активное и сознательное участие в деятельности, направленной на реализацию государственных и общественных интересов своей страны). Структура патриотического воспитания представлена в исследовании как система взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов: когнитивного; эмоционально-ценностного; мотивационно-потребностного; коммуникативного; деятельностного (поведенческого).

Специфика гражданско-патриотического воспитания и формирования у школьников ценностного отношения к историческому прошлому белорусского народа средствами музейной педагогики отражена в публикациях А.А.Корзюка, С.В.Снапковской В.М.Воронович и др.


 

[2] История белорусской государственности. В 5 т. Т. 4. Белорусская государственность накануне и в период Великой Отечественной войны и послевоенного восстановления (1939–1953 гг.) / А. А. Коваленя [и др.]; отв. ред. тома Н. Б. Нестерович; Нац. акад. наук Беларуси, Ин-т истории. – Минск: Беларуская навука, 2019. – 567 с.

[3] Буткевич, В. В. Патриотическое воспитание учащихся: история и современность / В.В. Буткевич. – Минск: Нац. ин-т образования, 2010. — 208 с.

[4] Зубко, Д.П. Современные аспекты воспитания патриотизма и гражданственности / Д.П.Зубко // Праблемы выхавання. – 2005. – №1. – С.12-16.

[5] Маркович, Е.П. Воспитать человека – гражданина и патриота / Е.П. Маркович // Адукацыя і выхаванне. – 2006. – №4. – С.30-34.

[6] Патриотизми патриотическое воспитание в контексте вызовов современности :

материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 16–17 мая 2019 г. / НАН Беларуси, Ин-т социологии ; Госпогранкомитет ; Ин-т погранич. службы Респ. Беларусь ; редкол.: Г. П. Коршунов (гл. ред.) [и др.]. – Минск : ИПС РБ, 2019. – 433 с.

[7] Бабосов Е. М. Патриотизм – духовно-политическая основа адекватных ответов Беларуси на вызовы современности / Е.М.Бабосов // Патриотизм и патриотическое воспитание в контексте вызовов современности : материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 16–17 мая 2019 г. / НАН Беларуси, Ин-т социологии ; Госпогранкомитет ; Ин-т погранич. службы Респ. Беларусь ; редкол.: Г. П. Коршунов (гл. ред.) [и др.]. – Минск : ИПС РБ, 2019. – 433 с. С. 28-31.

[8] Фабрикант, М.С. Психологические ресурсы и механизмы конструирования национальной идентичности в индивидуальных историях граждан Республики Беларусь : автореф. дис. ...психол. наук : 19.00.05 / М.С.Фабрикант. – Минск, 2018. – 30 с.

[9] Сорокина Е. Е. Формирование эмоционально-ценностного отношения учащихся к миру при изучении регионов и стран в курсе географии на профильном уровне : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 : - С-Пб., 2008. - 18 с.; Гаврилова Н. Г. Формирование ценностного отношения к культурному наследию региона (На материале пропедевтических краеведческих курсов) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : СПб., 1999 195 c.; Хлытина О. М. Формирование ценностного отношения к прошлому (На материале пропедевт. курса истории Отечества) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : СПб., 1997 24 c. и др.

[10] Лесниченко-Роговская, М.В. Патриотическое воспитание старшеклассников в условиях эколого-туристской деятельности : автореф. дис….канд. пед. наук : 13.00.05 / М.В. Лесниченко-Роговская. – Минск, 2015. – 27 с.

свернуть

Описание структуры и содержания модели формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа посредством использования историко-культурных ресурсов региона в учебной и внеклассной работе учреждений общего среднего и дополнительного образования
развернуть >>
свернуть

 

   Структурными компонентами модели формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа посредством использования историко-культурных ресурсов региона в учебной и внеклассной работе учреждений общего среднего и дополнительного образования являются организационно-целевой (нормативная база, методологические основания, цель, субъекты взаимодействия, задачи и функции субъектов), содержательно-процессуальный (педагогические принципы и организационно-педагогические условия формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа посредством использования историко-культурных ресурсов региона, информационно-методическое обеспечение, структура взаимодействия субъектов в процессе реализации средств для освоения содержания, методы, формы, средства формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа посредством использования историко-культурных ресурсов региона), оценочно-результативный компонент содержит компоненты сформированности ценностного отношения учащихся к героическому прошлому (мотивационно-ценностный, содержательно-практический, личностный), критерии сформированности ценностного отношения учащихся к героическому прошлому, уровни сформированности ценностного отношения учащихся к героическому прошлому (устойчивый, ситуативный, фрагментарный), результат (сформированность эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа посредством использования историко-культурных ресурсов региона).

Организационно-целевой компонент модели содержит нормативно-правовые требования к обеспечению формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа посредством использования историко-культурных ресурсов региона, представленный следующими документами:

Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13 января 2011 г. № 243-З (с изменениями и дополнениями);

Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи, утверждена Постановлением Министерства образования Республики Беларусь 15 июля 2015 г. № 82;

Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021-2025 гг., утверждена Постановлением Министерства образования Республики Беларусь 31 декабря 2020 г. № 321.

Организационно-целевой компонент модели формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа посредством использования историко-культурных ресурсов региона в учебной и внеклассной работе учреждений общего среднего и дополнительного образования представляет цель (создание целостного, практико-ориентированного образовательного пространства способствующего формированию эмоционально-ценностное отношение учащихся к героическому прошлому белорусского народа посредством использования историко-культурных ресурсов региона; развитие у учащихся нравственно-этических качеств, взглядов, оценочных суждений, убеждений, формирующих мировоззрение) в проекции на требования нормативных документов, выступающих в качестве внешних факторов, актуализирующих необходимость разработки и создания организационно-педагогических условий формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа посредством использования историко-культурных ресурсов региона, по достижению которой можно определить завершенность процесса ее формирования.

Достижение обозначенной цели возможно при решении следующих задач:

  • развитие устойчивого интереса к истории, культуре, традициям родной страны; формирование системы ценностных ориентации и осознанного выбора в вопросах ценностного отношения к героическому прошлому родной страны и образованию ценностных приоритетов;
  • приобретение, анализ и овладение социально- и личностно значимой исторической информацией, обеспечивающей ценностное отношение личности к героическому прошлому Родины и способствующей ценностному восприятию героического прошлого в процессе деятельности;
  • приобщение учащихся к патриотическим и духовно-нравственным нормам, их усвоение и адекватное сопоставление с деятельностью; формирование навыков ценностного отношения к героическому прошлому родной страны, способность к осмыслению героического прошлого; развитие гражданской позиции, патриотизма, адекватной самооценки и уровня притязаний, навыков нравственного самоанализа, самовоспитания и саморегуляции поведения.

Основополагающими методологическими подходами являются следующие подходы: системный, личностно-ориентированный, деятельностный, аксиологический и культурологический подходы. Так как существенной особенностью внутренней взаимосвязи всех названных выше подходов является их комплиментарность, дополнительность по отношению друг к другу, наибольшую эффективность они приобретают в интеграции.

Данные методологические подходы задают ряд требований к построению и реализации модели эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа:

реализация модели формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа должна осуществляться с учетом духовно-нравственной позиции учащегося;

модель формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа должна содержать рефлексивную составляющую, способствующую формированию у учащихся навыков нравственного самоанализа, самовоспитания и саморегуляции поведения;

основу модели должно составлять сотрудничество всех субъектов образовательного пространства, выполняя функцию педагогической поддержки и воспитывающую функцию в процессе формирования ценностного отношения учащихся к героическому прошлому родной страны.

Субъектами, осуществляющими формирование эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа, определены учреждения общего среднего образования, учреждения дополнительного образования детей и молодежи и социальные партнеры учреждений образования.

Содержательно-процессуальный компонент включает организационно-педагогические условия и дидактические принципы, на основании которых они реализуются.

Реализация модели формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа возможна при соблюдении комплекса педагогических условий:

-        формирование эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа рассматривается в качестве одной из целей образовательного процесса;

-        определено содержание и актуализированы ресурсные возможности образовательного процесса учреждения общего среднего образования, способствующие актуализации ценностного смысла героического прошлого страны;

-        разработана и внедрена модель формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа с учетом педагогических возможностей исторического материала, выделены ее структурные составляющие и условия функционирования;

-        реализована процессуальная сфера формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа исторического материала;

-        представлен диагностический инструментарий, обеспечивающий оценку результативности сформированности эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа и возможности его прогнозирования и коррекции.

Обозначенные педагогические условия реализуются на основе закономерностей образовательного процесса учреждения общего среднего образования, соединяя основные его составляющие: целеполагание, проектирование и планирование, содержание, организацию образовательного пространства, педагогический и диагностический анализ.

Работа по формированию эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа должна строиться с учетом следующих принципов:

-        системности - дает возможность анализировать модель как целостную совокупность элементов системы;

-        ориентации на ценностные отношения, предполагающий развитие внимания к духовно-нравственным ценностям и ценностным основам жизни;

-        гуманистической направленности воспитательного пространства предполагает отношение к личности учащегося как самоценности; ориентирует на создание положительных условий для активного и свободного развития личности, выбор приоритетов формирования личностного опыта;

-        ресурсности- выбор содержания, методов, методических материалов, технологий работы должен основываться на индивидуальных характеристиках учащихся и целесообразности их использования в данном образовательном пространстве;

-        адаптивности и рефлексивности содержания - содержание материала должно быть адаптировано, понятно и доступно для адаптации к индивидуальным особенностям каждого учащегося и отвечать задачам модели;

-        преемственности - реализация модели формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа должна осуществляться поэтапно и логично.

Содержательно-процессуальный блок модели формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа включает в себя три основных компонента модели: мотивационно-ценностный, содержательно-практический и личностный компоненты.

Мотивационно-ценностный компонент предполагает построение системы ценностных ориентации личности, которую впоследствии можно анализировать в качестве показателя уровня сформированности ценностного отношения к героическому прошлому родной страны. Данный компонент определяется достаточно высоким уровнем личностного развития и содержит два основных этапа:

-        потребностно-мотивационный этап ориентирован на определение потребностей, мотивов и целей предстоящей деятельности, связанной с героическим прошлым родной страны и его спецификой, а также способствует объединению личных, патриотических и духовно-нравственных целей, мотивов и ценностей в вопросах ценностного отношения учащихся к героическому прошлому родной страны;

-        ценностно-ориентационный этап способствует осознанному выбору и формированию ценностных ориентации в вопросах ценностного отношения учащихся к героическому прошлому родной страны и образованию ценностных приоритетов личности.

Содержательно-практический компонент включает в себя анализ и овладение социально- и личностно значимой информацией, обеспечивающей определенное отношение человека к героическому прошлому Родины и способствующей эмоционально-ценностному восприятию героического прошлого в процессе различной деятельности. В данном случае содержательно-практический компонент эмоционально-ценностного отношения к героическому прошлому родной страны включает в себя способность к осмыслению героического прошлого в ходе учебной деятельности и включает три последовательных этапа развития:

-        когнитивно-мнемонический этап, способствующий формированию представлений о героическом прошлом родной страны на основе его ценностного восприятия, нормах ценностного взаимодействия, направленности будущей профессиональной деятельности;

-        интеллектуально-мыслительный этап способствует осознанию и пониманию сущности и специфики ценностного отношения к героическому прошлому родной страны во всем многообразии, а также особенности отношения к героическому прошлому в своей профессиональной деятельности;

-        эмоционально-рефлексивный этап дает возможность оценить этику ценностного отношения героическому прошлому родной страны, в первую очередь, своего собственного, которое осуществляется в ходе деятельности и формирует поведенческие навыки.

Личностный компонент обеспечивает накопление субъективного опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому родной страны и выражается через специфику содержания личности. Данный компонент содержит три этапа психолого-педагогического воздействия, которые отличаются по степени интенсивности и направленности:

воспитательный этап предполагает классификацию потребностей и их переструктуризацию с целью преобладания разумно-необходимых и жизненно-важных;

обучающий этап ориентирован на приобщение учащихся к патриотическим и духовно-нравственным нормам, их усвоение и адекватное сопоставление со своей деятельностью личности;

-        развивающий этап направлен на формирование навыков ценностного отношения к героическому прошлому родной страны, когда психолого-педагогическое воздействие осуществляется, в основном, через индивидуальные способности личности и рефлексию.

Содержательно-процессуальный блок модели формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа определяется содержанием теоретической и практической подготовки учащихся и представляет собой содержание процесса формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа с учетом педагогических возможностей изучения исторического материала посредством использования историко-культурных ресурсов региона в учебной и внеклассной работе учреждений общего среднего и дополнительного образования и включает в себя описание технологий, методов и средств организации процесса формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа, результатом реализации которого является формирование у учащихся мотивационно-ценностного, содержательно-практического и личностного компонентов эмоционально-ценностного отношения к героическому прошлому страны.

Изложенные выше положения предполагают внесение изменений в содержание, методы и способы организации воспитательной системы учреждения образования, которые будут способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа.

Содержательный компонент базируется на совокупности элементов содержания учебных предметов социально-гуманитарного цикла и личностно значимых компонентах историко-культурного наследия региона, представляющих многообразие ценностей (познавательные, этические, нравственные, духовные).

Процессуальный компонент связан с организацией учебной работы и внеклассной деятельности в личностно-ориентированной ситуации, овладением учащимися игровыми технологиями, реализацией системы заданий, подготовкой к урокам и выступлением учащихся в соответствии с опережающими творческими домашними заданиями, насыщенными ценностным контекстом. Процессуальный компонент также включает в себя совокупность методов, методических приемов, средств и форм обучения и воспитания, способствующих формированию и развитию эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа и подразумевает разнообразие видов деятельности учащихся: групповые, индивидуальные, работу по поиску новой информации, многообразие форм презентации результатов работы.

Формирование личности, обладающей вышеперечисленными знаниями, умениями, соответствующими личностными качествами, произойдет в ходе реализации поставленных задач по следующим направлениям инновационной деятельности:

1) организация урочной деятельности (формирование у учащихся целостного представления об исторических событиях на территории микрорайона и их взаимосвязи с историей страны, чувства гордости за малую родину и ее земляков на уроках истории, обществоведения, русской и белорусской литературы, искусства через изучение исторического прошлого);

2) организация внеурочной деятельности учащихся (формирование у учащихся гражданско-патриотических чувств и ответственности за возрождение и сохранение историко-культурного, природного наследия малой родины средствами туристическо-экскурсионной, художественной и публицистической деятельности; воспитание уважения к родной земле на основе исторического подхода к социально-экономическому состоянию Берестовицкого района);

3) организация работы объединений по интересам (деятельность объединения по интересам «Юные друзья пограничников», «Юный экскурсовод», «Музейное дело» и др.);

4) организация проектной и исследовательской деятельности (формирование гражданско-патриотических качеств личности учащихся посредством изучения исторического, культурного, духовного наследия Берестовитчины, эмоционально-ценностного отношения к героическому прошлому белорусского народа);

5) работа по созданию в учреждении историко-краеведческого музея (активизация поисково-исследовательской деятельности учащихся, установление связи истории Берестовицкого района, школы, семьи с жизнью страны);

6) организация сотрудничества с социальными партнерами (совместное шефство над обелисками, вахты памяти, проведение смотров строя и песни, военно-спортивных игр, экскурсий в музеи, подразделения силовых структур, посещение дней открытых дверей в учреждениях силовых структур, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами-интернационалистами, военнослужащими и др.).

Оценочно-результативный компонент обеспечивает комплексную оценку сформированности эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа.

К основным компонентам сформированности эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа относятся: мотивационно-ценностный, содержательно-практический, личностный.

В качестве критериев эффективности для каждого из компонентов модели формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа определены:

1.  Мотивагцюнно-ценностный компонент: оценочные суждения как проявление позитивного отношения к истории и культуре Родины, чувство гордости за нее; положительное отношение к ценностям общества, человеку как главной ценности общества; суждения, выражающие положительное отношение к общественному достоянию, историческим и культурным ценностям; гордость за выдающиеся заслуги соотечественников, отношение к традициям и истории города, региона, страны; положительное отношение к героическим свершениям и достижениям; проявление смыслообразующих мотивов жизнедеятельности по созиданию и защите Отечества; проявление смыслообразующих мотивов, характеризующих аспекты планируемого в будущем гражданского участия, исполнения ролей гражданина и патриота, перспективной вовлеченности в процессы функционирования гражданской сферы общества.

2. Содержательно-практический компонент: участие в практических мероприятиях, направленных на формирование гражданской и социальной позиции молодежи; участие в мероприятиях, имеющих характер ценностно-смысловой коммуникации, деятельность в рамках проектных групп, проведение исследований; участие в социально-значимых проектах, акциях, в деятельности общественных организаций, волонтерских групп; самореализация в качестве субъекта гражданско-патриотической деятельности в одной или нескольких сферах общественной и государственной жизни.

3. Личностный компонент: адекватный уровень перфекционизма как способа оценки собственных способностей и возможностей в жизненной ситуации; адекватный уровень самооценки, а также оценки собственной гражданской позиции; адекватный уровень притязаний, соотносимый с показателями самооценки, возможностей и жизненной ситуацией, обоснованный уже имеющимся личным опытом; активность, коммуникабельность, доброжелательность, познавательный интерес к исторической информации, практичность, рациональность, ответственность, самокритичность как личностные особенности.

Выделенные критериальные характеристики охватывают восприятие и понимание исторической действительности, развитие способности к ценностному осмыслению исторических знаний, осознание социальной значимости сохранения и возрождения исторического наследия родной страны, формирование позиции по отношению к героическому прошлому как к личностной ценности. Недостаточная сформированность любого из критериев эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа неизбежно сказывается на других критериях и, в конечном итоге, снижает уровень сформированности эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа.

Критерии сформированности эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому раскрываются через показатели и уровни их проявления (устойчивый, ситуативный, фрагментарный).

свернуть

Модель формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа посредством использования историко-культурных ресурсов региона в учебной и внеклассной работе учреждений общего среднего и дополнительного образования
развернуть >>

Ожидаемые результаты внедрения модели развития готовности педагога к профессиональной самореализации в интегрированном образовательно-профессиональном пространстве
развернуть >>
свернуть

 

В результате реализации инновационного проекта предполагается:

создание системы ценностных ориентиров и формирования гражданско-патриотических качеств учащихся в процессе социально значимой деятельности;

положительная динамика уровня сформированности эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа;

создание в учреждениях образования системы воспитательной работы по формированию эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа посредством использования историко-культурных ресурсов региона;

повышение качества урочной и внеклассной работы; повышение удовлетворенности субъектов образовательного процесса его ходом и результатами;

создание медиапродуктов по результатам проекта, включающего виртуальные школьные музеи, заочные путешествия и экскурсии, видеоотчеты, альбомы, видеоуроки, творческие интерактивные экспедиции и др.;

создание банка информационных и научно-методических материалов по использованию историко-культурных ресурсов региона в учебной и внеклассной работе, разработка уроков и внеклассных мероприятий, критериев и диагностического инструментария оценки эффективности реализации инновационного проекта, обобщение результатов инновационной деятельности;

разработка методических рекомендаций по формированию эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа;

активизация публикационной деятельности педагогов и учащихся по представлению результатов выполнения инновационного проекта, участия в научных мероприятиях разного уровня, в республиканских и региональных гражданско-патриотических акциях, творческих конкурсах, проектно-исследовательской деятельности.

Внедрение данной модели предоставит возможность систематизировать деятельность педагогических коллективов учреждений образования через внедрение эффективных научно-методических ресурсов: теоретических, диагностических, организационно-методических, включающих закономерности и принципы, формы и технологии, методы, приемы и средства формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа посредством использования историко-культурных ресурсов региона в учебной и внеклассной работе с целью повышения уровня воспитанности учащихся учреждений общего среднего образования, расширит опыт инновационной деятельности и уровень профессиональных компетенций педагогов.

свернуть

Критерии и показатели оценки эффективности инновационного проекта
развернуть >>
свернуть

 

Критерии

Показатель

Повышение качества образовательного процесса и его результат

- положительная динамика учебных и творческих достижений учащихся по учебным предметам;

- улучшение организационно-педагогических, материально-технических и социально-психологических условий;

- повышение уровня обеспеченности учреждений научно-методическими и информационно-аналитическими материалами.

Полнота знаний об истории и культуре своего региона

- знание об историческом, культурном наследии Республики Беларусь;

- активное вовлечение учащихся во внеурочные формы деятельности;

-  вовлечение учащихся в исследовательскую и поисковую деятельность.

Воспитанность учащихся

- воспитание нравственных и эстетических чувств;

- приобретение умения высказывать и обосновывать нравственно-оценочные суждения;

- развитие гражданских компетенций учащихся;

-   воспитание мира позитивных эмоций и чувств.

Социально-педагогический инструментарий самоопределения учащихся  для приобретения практического опыта деятельности

- включение учащихся в систему социальных связей и отношений в обществе, в позиции широкого и позитивного общения;

- освоение социального опыта через самореализацию в социально значимых делах.

Повышение роли семьи в формировании навыков поведения, умения, навыков учащихся

-   повышение активности участия родителей в общественной жизни учреждения образования (мероприятия, экскурсии, конкурсы, фестивали);

-   улучшение характера межличностных отношений школьников и их родителей.

Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов.

- рост уровня профессиональности педагогов и их психологической культуры, контрольно-оценочной деятельности;

- личностные достижения педагогов;

- способность к обобщению и распространению опыта работы.

Взаимодействие всех участников инновационной деятельности.

- осознание новой роли в образовательном процессе;

- удовлетворение запросов родителей на образовательные услуги;

- установление благоприятного психологического климата.

Продуктивность трансляции идей и опыта инновационного развития

- ознакомление с опытом ведется через методическую систему городского отдела образования, спорта и туризма;

- освещение опыта инновационной деятельности в СМИ.

Формирование позитивного имиджа учреждения образования.

- учреждение образования как центр внедрения модели формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа посредством использования историко-культурных ресурсов;

-    развитие учащихся через внедрение модели формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа.

свернуть

Интернет-ресурсы: