РУ БЕ EN

Методическая работа

План методической работы
развернуть >>
свернуть

 

 

Выписка из плана работы государственного учреждения образования

«Средняя школа аг. Пограничный»

на 2023/2024 учебный год

 

Раздел VI

Организация работы с педагогическими кадрами

 

Содержание

Сроки

Ответственный

                             1. Организационно-методическая деятельность

1.      

Подготовка учебных кабинетов к   началу учебного года, проведение смотра кабинетов

август

Зав.кабинетами

2.      

Комплектование  и организация работы методических формирований педагогов

август

Некало Г.С.

3.      

Организация участия педагогов в августовских районных методических объединениях

август

Некало Г.С.

 

4.      

Диагностика затруднений  учителей-предметников, классных руководителей, руководителей методических объединений

август

Некало Г.С.

Полонейчик Т.А.

 

Изучение методических рекомендаций и инструктивно-методических писем Министерства образования Республики Беларусь к началу 2023/2024 учебного года на инструктивно-методических совещаниях

до 30 августа

Некало Г.С.,

Полонейчик Т.А.

6.      

Организация индивидуальных и групповых консультаций для руководителей МО и педагогов индивидуальным по запросам

сентябрь; далее по мере необходи-мости

Некало Г.С.

7.      

Сверка педагогических кадров

сентябрь

Некало Г.С.

Полонейчик Т.А.

 

Методическое сопровождение педагогического совета «О работе педагогического коллектива  по повышению качества знаний учащихся через организацию и совершенствование контрольно-оценочной деятельности»

ноябрь-декабрь

Некало Г.С.

9.      

Методическое сопровождение педагогического совета «О работе педагогического коллектива по реализации основных направлений гражданского и патриотического воспитания учащихся в современных условиях и   итогах работы по реализации инновационного проекта «Внедрение модели формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа посредством использования историко-культурных ресурсов региона в учебной и внеклассной работе учреждений общего среднего и дополнительного образования».

февраль-март

Полонейчик Т.А.

 

Организация работы методического совета

один раз в четверть

Некало Г.С.

10.1.

1. Анализ методической работы учреждения образования в 2022/2023 учебном году. Планирование работы на 2023/2024 учебный год.

2. Нормативное правовое и научно-методическое обеспечение образовательного процесса по учебным предметам в 2023/2024 учебном году

3.О результатах республиканского мониторинга качества знаний учащихся

4.Утверждение планов работы школьных методических формирований.

5. О проведении предметных недель в 2023/2024 учебном году

август

 

 

 

 

 

 

 

Некало Г.С.

 

 

 

10.2.

1.     1.. О результатах адаптации учащихся первых и пятых классов к новым условиям обучения

 2.  О результативности работы учителей-предметников по подготовке учащихся к республиканской олимпиаде по учебным предметам. Итоги I этапа республиканской олимпиады по учебным предметам

3. О подготовке   и проведении недели педмастерства «Педагогический опыт и мастерство»

ноябрь

Некало Г.С.

 

10.3.

1. О повышении профессиональной компетентности педагогов, обеспечение их непрерывного образования и самообразования

2. О работе педагогического коллектива по  трансляции передового опыта работы

март

 

Некало Г.С.

Полонейчик Т.А.

10.4

1. Анализ и рефлексивная оценка педагогической деятельности как средство повышения профессиональной компетентности учителя.

2. О результативности работы методических формирований в 2023/2024 учебном году. Презентация полученных образовательных     продуктов: сборники методических рекомендаций, методические вестники, статьи, разработки уроков.

май

 

Некало Г.С

11.  

Организация и проведение смотра-конкурса учебных кабинетов

ноябрь

Кергет И.Л.

Некало Г.С.

 

Неделя педмастерства «Педагогический опыт и мастерство»

декабрь 

 

Некало Г.С.

 

 

Организация  своевременного прохождения педагогами повышения квалификации

в течение года

Некало Г.С.

14.

Организация участия педагогов в работе семинаров, проводимых на базе ГрОИРО, АПО, НИО

в течение года

Некало Г.С.

Полонейчик Т.А.

15.

 

Обеспечение участия педагогов в работе районных методических объединений

в течение года

Некало Г.С.

Полонейчик Т.А.

16.

Организация участия педагогов  в районных конкурсах педмастерства, научно-практических конференциях, методических выставках и др.

в течение года

Некало Г.С.

Полонейчик Т.А.

17.

Проведение анкетирования «Уровень удовлетворённости методической работой»

май

Некало Г.С.

2.Учебно-методическая деятельность

1.

Изучение информационных запросов педагогов по актуальным проблемам организации образовательного процесса

сентябрь

Некало Г.С.

2.

Ознакомление педагогов с новинками педагогики, психологии, методической литературы

1 раз в четверть

Яроцкая М.И.,

Некало Г.С.

3.

Информирование о новых направлениях в развитии общего, дополнительного и специального образования и подготовка педагогов к их реализации

август- июнь

Полонейчик Т.А.

Некало Г.С.

4.

Изучение современных образовательных технологий, в том числе ИКТ

1 раз в четверть

Некало Г.С.

 

3.Работа учебно-методических объединений

1.

Организация работы УМО по направлениям:

раз в четверть

Некало Г.С.

1.1.

Учителей начальных классов по теме: ««Совершенствование профессиональной компетентности учителей начальных классов по вопросам развития и воспитания личности учащегося средствами учебных предметов»

1.      Особенности организации образовательного процесса на I ступени общего среднего образования в 2023/2024 учебном году

2.     Реализация воспитательного потенциала учебных предметов на учебных занятиях;

3.     Формирование личности обучающегося, его метапредметных и предметных компетенций посредством использования возможностей развивающей, информационно-образовательной, социокультурной среды;

4.      Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, нравственных качеств личности средствами учебных предметов «Русская литература(литературное чтение)» и «Белорусская литература(литературное чтение)

 

 

 

 

 

 

 

 

август

 

 

ноябрь

 

 

январь

 

 

 

 

 

март

 

Клевцова С.В.

члены МО

1.2.

Учителей гуманитарного цикла по теме «Совершенствование профессиональной компетентности учителей гуманитарного цикла по вопросам развития и воспитания личности учащегося средствами учебных предметов»

1.      Нормативное правовое и научно-методическое обеспечение образовательного процесса по учебным предметам в 2023/2024 учебном году.

2.      Коммуникативная компетентность учителя гуманитарного цикла как условие продуктивного взаимодействия с учащимися с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;

3.      Формирование речевой культуры учащихся на учебных занятиях как средство личностного развития учащегося;

4.      Формирование читательской грамотности учащихся на учебных и факультативных занятиях по русскому языку и литературе.

 

 

 

 

 

 

 

август

 

 

 

ноябрь

 

 

 

 

январь

 

 

 

март

Коник О.Н.,

члены МО

1.3.

Учителей естественно-математического цикла по теме «Совершенствование профессиональной компетентности учителей естественно-математического цикла по вопросам развития и воспитания личности учащегося средствами учебных предметов»

1.      Нормативное правовое и научно-методическое обеспечение образовательного процесса по учебным предметам естественно-математического цикла в 2023/2024 учебном году.

2.      Современный урок: нормативные правовые и дидактические требования, проектирование, проведение и самоанализ, критерии успешности;

3.      Реализация воспитательного потенциала учебных предметов естественно-математического цикла

4.      Использование современных информационных технологий и цифровых образовательных ресурсов, разнообразных форм организации учебного взаимодействия, направленных на развитие и воспитание личности учащегося.

 

 

 

 

 

 

 

 

август

 

 

 

ноябрь

 

 

 

 

декабрь

 

 

 

 

апрель

Таранович С.И.,

члены МО

1.4.

Учителей физической культуры и здоровья и трудового обучения по теме «Совершенствование профессиональной компетентности учителей физической культуры и здоровья и трудового обучения по вопросам развития и воспитания личности учащегося средствами учебных предметов»

1.                Нормативное правовое и научно-методическое обеспечение образовательного процесса по учебным предметам «Трудовое обучение» и «Физическая культура и здоровье» в 2023/2024 учебном году.

2. Развивающий и воспитательный потенциал уроков физической культуры и здоровья и трудового обучения;

3. Воспитание и развитие нравственных, физических и интеллектуальных качеств личности учащегося на уроках

4. Формирование у учащихся культуры безопасности жизнедеятельности, ценностного отношения к здоровью

 

 

 

 

 

 

 

 

август

 

 

 

 

 

ноябрь

 

 

январь

 

 

апрель

 

Некало Г.С., члены МО

1.5.

Классных руководителей по теме «Совершенствование форм и методов личностно ориентированного воспитания через повышение мастерства классного руководителя»

1.   Особенности организации и планирования социальной, воспитательной и идеологической работы в 2023/2024 учебном году

2.   Современные педагогические технологии: перспективы применения в воспитательной деятельности

3.   Формы и методы работы классного руководителя по формированию

4.   Анализ работы методического объединения за 2023/2024 учебный год, основные направления деятельности МО классных руководителей в 2024/2025 учебном году               

 

 

 

 

 

август

 

 

 

декабрь

 

 

март

 

 

 

май

 

Полонейчик Т.А., члены МО

4. Выявление, изучение, обобщение и распространение эффективного педагогического опыта

1.

Оказание практической помощи педагогическим работникам в организации обобщения и распространения передового педагогического опыта

в течение года

Некало Г.С.

Полонейчик Т.А., руководители МО

2.

Изучение опыта работы учителей- предметников (Таранович С.И, Маковей Н.В.), классных руководителей (клевцовой С.В)

ноябрь-апрель

Некало Г.С.

Полонейчик Т.А.,

3.

Посещение уроков, факультативных занятий, воспитательных мероприятий, объединений по интересам

ежене-

дельно

Кергет И.Л.

Некало Г.С.

Полонейчик Т.А.

4.

Организация и проведение взаимопосещений уроков, факультативных занятий, классных и информационных часов

в течение года

Некало Г.С., Полонейчик Т.А., руководители МО

5.

Организация работы по выпуску:

-сборника исследовательских работ учащихся

-информационно-методического журнала «Практика+»

 

апрель

 

май

Некало Г.С.

5. Самообразование педагогов

1.

Знакомство с новыми нормативными документами, инструктивно-методическими письмами к новому учебному году

август, далее постоянно

Учителя-предметники

2.

Составление и корректировка планов по самообразованию

август-сентябрь

Учителя-предметники, классные руководители

3.

Проведение консультаций и собеседований с педагогами по теме, выбранной для самообразования  

по запросам педагогов

Некало Г.С., Полонейчик Т.А., руководители МО

4.

Отчеты учителей и классных руководителей по самообразованию

апрель,

 май

Некало Г.С.,

Полонейчик Т.А.

5.

Проведение педагогической диагностики по итогам учебного года

апрель - май

Руководители МО

6. Аттестация

1.

Собрание педагогического коллектива

1. Итоги работы аттестационной комиссии в 2022/2023 учебном году;

2.Выборы аттестационной комиссии

до 25 сентября

Кергет И.Л.

Некало Г.С.

 

2.

Распределение обязанностей между членами аттестационной комиссии

сентябрь

Некало Г.С.

3.

Обновление стенда «Аттестация педагогических работников», материалов в помощь педагогу к аттестации

сентябрь

Некало Г.С.

4.

Проведение консультаций для педагогических работников по вопросам аттестации:

- права педагогов в аттестации;

-процедура аттестации, формы квалификационных испытаний;

- квалификационный экзамен на высшую категорию

по мере необходи-мости

Члены аттестационной комиссии, администрация

5.

Собеседование с членами педагогического коллектива, изъявившими желание повы­сить квалификационную категорию в 2023/2024 учебном году.

сентябрь

 

Некало Г.С.

 

6.

Работа аттестационной комиссии:

 

 

6.1

Прием заявлений на прохождение аттестации

в течение года

Председатель аттестационной комиссии

6.2

Составление графика аттестации (дополнений к графику) педагогических работников.

по мере поступления заявлений

Председатель аттестационной комиссии

6.3

Составление и согласование с аттестуемыми программ изучения их профессиональной деятельности.

в соответствии с графиком аттестации

Председатель аттестационной комиссии

6.4

Изучение педагогической деятельности аттестуемых.

Аттестационная комиссия

6.5

Составление характеристики педагогического работника, согласование с профсоюзным комитетом.

Председатель аттестационной комиссии

6.6

Заседания аттестационной комиссии

Председатель аттестационной комиссии

6.7

Оформление документации по итогам аттестации

Секретарь экзаменацион-ной комиссии

7. Работа с молодыми специалистами

1

Собеседование с молодым педагогом, выбор наставника.

Час общения «Расскажи о себе»

август

 

Некало Г.С.

2

Изучение нормативных правовых документов, методической документации

август-сентябрь

Некало Г.С.

Крутов Е.А.

3

Методическая помощь в организации работы по самообразованию

сентябрь

Труш В.С.

4

Посещение уроков педагога-наставника, учителей высшей квалификационной категории, категории «учитель-методист»

сентябрь-май

Крутов Е.А.

5

Посещение уроков молодого специалиста с целью общего ознакомления с профессиональным уровнем работы, оказания методической помощи

сентябрь-май

Некало Г.С.

Труш В.С.

6

Теоретическое занятие «Поурочное планирование: формулировка цели, постановка задач урока, структура урока. Типы, виды уроков»,

сентябрь

Некало Г.С.

 

7

Разговор  на тему: «Трудная ситуация на уроке и выход из неё».

октябрь

Некало Г.С.

Труш В.С.

8

Теоретическое занятие «Самоанализ урока/мероприятия».

ноябрь

Некало Г.С.

 

9

Круглый стол «Имидж педагога как условие формирования профессиональной компетентности»

декабрь

 

Некало Г.С.

Труш В.С.

10

Теоретическое занятие «Рефлексия на учебном занятии».

февраль

Некало Г.С.

 

11

Проведение открытого урока  в рамках Недели успехов

май  

Крутов Е.А.

12

Анкетирование на выявление профессиональных затруднений, определение степени комфортности педагога в учреждении

май

Некало Г.С.

свернуть

Правила педагогических работников
развернуть >>

Описание и содержание структурно-функциональной модели методической работы
развернуть >>
свернуть

 

Методическая  работа государственного учреждения образования «Средняя школа аг. Пограничный» направлена на обновление содержания образования, повышение профессиональной компетентности педагогов, своевременное оказание им методической помощи. Важное условие успешной деятельности методической  службы  – правильный выбор ее модели в зависимости от целей, задач и подходов, на основе которых она создается.

Модель методической службы  строится на основе принципов научности, системности, интеграции,  практической направленности.

Принципы  научности и  системности заключается в необходимости формирования системы научных знаний, которые оказывают решающее влияние на развитие личности педагогического работника, на характер его мыслительной деятельности. Принцип, который характеризует наличие в сознании педагогического работника структурных связей (связей строения), адекватных связям между знаниями внутри научной теории.

Соблюдение принципа интеграции позволяет избегать дублирования видов деятельности, осуществляемых другими подразделениями, органами самоуправления (например, педагогическим советом и т.п.).

Принцип практической направленности позволяет приблизить содержание образовательного  процесса к реалиям современного общества, учитывая его особенности.

Методическая служба может стать составным звеном управленческой деятельности любого дошкольного образовательного учреждения и целенаправленно вести работу с педагогами по совершенствованию и развитию их профессиональной компетентности.

Основные направления в содержании деятельности методической службы таковы:

- определение уровня профессиональной компетентности педагогов, их профессиональных потребностей, проблем, интересов;

- совершенствование уровня психолого-педагогических и методических знаний, умений, профессионального опыта педагогов, их профессиональных ценностных ориентаций;

- информирование педагогов о достижениях педагогической науки и практики посредством нормативно-правовых документов, программно-методического и дидактического обеспечения;

- создание условий для непрерывного развития и саморазвития профессиональной компетентности и профессиональной успешности педагогов.

Методическая работа осуществляется на 3 уровнях. На первом - стратегическом уровне определяются основные направления  деятельности, и разрабатываются основные пути развития всех структурных звеньев методической службы.

Стратегический уровень представлен педагогическим и методическим советами.  Основные их задачи: определение приоритетных направлений развития методической и научно-исследовательской работы педагогов; программно-методическое обеспечение деятельности учреждения; обобщение и распространение передового педагогического опыта.

Второй уровень (тактический) представляет собой взаимодействие инвариантной и вариативной составляющих методической службы, представленных разнообразными направлениями работы с педагогами. Вариативная и инвариантная составляющие на тактическом уровне - это звено, которое непосредственно осуществляет решения и рекомендации, принятые на стратегическом уровне.

Инвариантная часть  предполагает циклическую работу  методических объединений: учителей-филологов, учителей иностранного языка, учителей начальной школы, учителей истории и географии, учителей естественно-математического цикла, учителей физической культуры и здоровья и трудового обучения, классных руководителей; самообразование педагогов.

В организации деятельности предметно-педагогических циклов используются разнообразные формы работы с педагогами: семинары-практикумы, недели педмастерства, творческие группы,  работу школы молодого специалиста, работу  НОУ «Открываем мир вместе», аттестацию, повышение квалификации, обобщение опыта и т.д.

В модель методической службы на информационно-аналитическом уровне входит экспертная управленческая команда.

Организация деятельности экспертной команды обусловлена необходимостью отслеживать качество и эффективность проводимых методической службой форм работы с педагогами, а также необходимостью иметь систематизированную информацию о кадровом потенциале учреждения и динамике его роста.

В целом представленная модель методической службы:

- создает условия для совершенствования и развития профессиональной компетентности педагогов;

- опирается на системно-деятельностный, мотивационный и дифференцированный подходы в организации деятельности, необходимые для успешного функционирования учреждения образования;

- отвечает основным принципам: научности, системности, единства теории и практики, гибкости и мобильности, связи с жизнью и др., что находит отражение методических секциях, творческих мастерских, научно-исследовательских коллективах и т.п.;

- реализуется на трех соответствующих управленческих уровнях (стратегическом, тактическом, информационно-аналитическом);

- строит свою работу с опорой на нормативные правовые документы  республиканского,   областного и районного  уровней

- учитывает как коллективные, так и индивидуальные траектории  развития профессиональной компетентности педагогов.

свернуть

Интернет-ресурсы: