РУ БЕ EN

Инновационный опыт 2019-2022

Инновационный опыт

«Модель формирования активной гражданской позиции учащихся IX-XI классов в процессе социально значимой деятельности»

 

   Представленные материалы содержат опыт работы государственного учреждения образования  "Средняя школа аг.Пограничный"   по итогам реализации инновационного проекта «Внедрение модели формирования активной гражданской позиции учащихся IX-XI классов в процессе социально значимой деятельности». 

   Консультанты проекта Башаркина Елена Александровна, заместитель декана по научной работе факультета педагогики и психологии детства УО «Могилевский государственный университет имени А.А. Кулешова», кандидат педагогических наук, доцент и Симченко Ольга Сергеевна, старший преподаватель кафедры педагогики УО «Могилевский государственный университет имени А.А. Кулешова», исследователь педагогических наук.

В основе модели -  включение учащихся старших классов в социально значимую деятельность, которое усиливает направленность социально-личностного развития учащихся, стимулирует их социальную активность, расширяет их личностные и социальные возможности, определяет разнообразие форм участия в социальных процессах, расширяет и укрепляет личностно и социально значимые интересы и потребности.

Реализация проекта позволила:
- организовать системную планомерную работу по реализации научно-теоретического и организационно-методического обеспечения  деятельности педагогов;
- создать условия для эффективной реализации модели формирования активной гражданской позиции и политической культуры учащихся старших классов в процессе социально значимой деятельности;
- выявить и раскрыть особенности педагогического потенциала социально значимой деятельности как средства формирования активной гражданской позиции и политической культуры учащихся старших классов в условиях системы воспитания учреждения образования;
- организовать психолого-педагогическую поддержку участников инновационного проекта.

Для того, чтобы достичь результата необходимо:
- организовать целостную, последовательную и системную воспитательную работу, использовать новые  формы и методы, способствующие формированию активной гражданской позиции и политической культуры учащихся старших классов в процессе социально значимой деятельности (перейти).
- направить методическую работу  на повышение профессиональной компетентности учителей, реализацию их творческого потенциала, активизацию самообразования и самоанализ своей педагогической деятельности.

Кроме этого, выстраивая работу в рамках данной модели, необходимо  стремится к повышению уровня сформированности активной гражданской позиции и политической культуры учащихся, вовлечению учащихся в такую деятельность, где они смогут проявить себя, самоутвердиться и самореализоваться. Эффективными формами работы по данному направлению являются:
-деятельность  волонтерского отряда (перейти);
-единые дни информирования «ШАГ» во взаимодействии со всеми субъектами образовательного процесса (перейти);
-деятельность военно-патриотического лагеря «Юный пограничник», объединения по интересам «Юные друзья пограничников» (перейти).

Материалы на данной странице могут быть полезны заместителям директоров по воспитательной работе, педагогам-организаторам,  учителям, выполняющим функции классного руководителя, руководителям по военно-патриотическому воспитанию.

Актуальность

свернуть

Обоснование целесообразности реализации инновационного проекта (актуальность)

   Формирование активной гражданской позиции и политической культуры подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений в национальной системе воспитания. Для обеспечения процесса становления политически образованной, грамотной, активной, деятельной личности, важно заложить и развивать основы политической культуры учащихся, формировать активную гражданскую позицию личности.

   В последнее десятилетие проблема формирования активной гражданской позиции и политической культуры подрастающего поколения остро актуализировалась в связи с ускоренным развитием информационных технологий и становлением информационного общества, глобализационными и трансформационными процессами, охватившими многие государства мира, в том числе и нашу страну. Республика Беларусь твердо и решительно встала на путь коренных преобразований в социальной, экономической, образовательной, культурной сферах. Взят уверенный курс на укрепление основ демократии белорусского государства, формирование гражданского общества, построение и реализацию социально ориентированной модели экономического развития на основе утверждения регулируемых государством рыночных отношений. Незыблемыми остаются идеи национальной независимости, государственного суверенитета, приоритета прав и свобод граждан и правового государства.

   В современных условиях особого внимания заслуживает проблема формирования таких качеств личности, как социальная ответственность и социальная активность, гражданственность и патриотизм, сознательность в исполнении своих социальных функций и обязанностей, а также уважение по отношению к согражданам, их правам и свободам. Данные тенденции предопределили усиление работы в условиях национальной системы образования по формированию активной гражданской позиции. Возрастная категория учащихся старших классов является наиболее референтной для формирования социальной активности, гражданского самосознания и гражданских качеств как показателей личностного взросления и объективной самореализации в условиях общественного взаимодействия.

   Старшеклассники находятся на этапе перехода в новую социальную категорию – полноправных граждан нашей страны, активных участников системы общественных отношений и действующей политической системы, политических процессов. Поэтому сформированность у них активной гражданской позиции и политической культуры становится фундаментальной основой общественной активности, становления активной политической позиции на основе развития твердых политических взглядов и убеждений, умений ориентироваться в сложном и противоречивом мире политических коллизий, совершать осознанный гражданский и политический выбор на благо процветания и укрепления провозглашаемых государственной идеологией приоритетов правового суверенного демократического государства.

Широкими возможностями для формирования активной гражданской позиции  учащихся старших классов обладает специально организованная целенаправленная социально значимая деятельность. Вовлечение старшеклассников в такую деятельность особенно актуально. Старшеклассники представляют контингент учащихся, которые находятся на пороге вступления в самостоятельную жизнь, требующей глубины осмысления предпринимаемых действий и поступков, продуманности стратегий поведения. Участие старшеклассников в осуществлении социально значимой деятельности по направлениям гражданско-патриотического, духовно-нравственного, эстетического и других направлений воспитания предоставляет им возможность расширения практики социально-личностного взаимодействия, опыта деятельности на благо других людей, социальной среды.

   Социально значимая деятельность открывает перед старшеклассниками широкие перспективы в выработке активной жизненной позиции лидера, проявлении субъектных качеств в процессе решения коллективных задач и выполнения индивидуальных обязательств, нацеливает на многообразие общественно одобряемой жизнедеятельности. 

   В связи с тем, что социально значимая деятельность предполагает наличие отношений между ее участниками, основанных на взаимодействии, сотрудничестве, сплоченности, взаимопомощи и поддержке, следует подчеркнуть ее значимую роль в выработке у старшеклассников коммуникативных умений, умений гуманного и толерантного отношения к другим людям в условиях поликультурного сообщества.

   Сформированность активной гражданской позиции и политической культуры учащихся старших классов является важнейшей составляющей образа разносторонне развитой, нравственно зрелой личности, что соответствует современным приоритетам воспитания, определяемым Кодексом Республики Беларусь об образовании, Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи Республики Беларусь.  

свернуть

Описание научных теорий и разработок, на основе которых создан инновационный проект

свернуть

Теории педагогического моделирования (Н.К. Катович, В.А. Гладковский, Г.Н. Солтан и др.) определяют особенности создания образцов педагогических объектов и явлений, раскрытых через теоретические, процессуальные, прогностические, практико-ориентированные и иные характеристики.  

Методологические основы деятельностного подхода и его реализации в условиях социально-педагогической практики (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, И.А. Зимняя, М.В. Кларин, Т.Н. Мальковская, Н.Ю. Слепова и др.) раскрывают особенности использования социально значимой деятельности как основного средства воспитания и развития личности.

Концептуальная обоснованность идеологического воспитания в контексте непрерывного воспитания детей и молодежи (Г.Ф. Бедулина, Е.А. Башаркина, Т.Н. Ковалева, Ф.И. Храмцова, Я.С. Яскевич и др.) определяет системность организации воспитательной работы в учреждениях образования и его целевую направленность на решение приоритетных задач воспитания гражданина и патриота, осуществляющего выбор личностно и социально значимых ценностей общественного взаимодействия.   

Научно-теоретические положения по формированию политической культуры учащихся (Г.А. Аминев, Е.А. Борисов, А.И. Дженусов, И.Г. Долинина, И.А. Тютькова и др.) раскрывают основные сущностные характеристики исходных категорий и организованных педагогических процессов.

Структурно-содержательные характеристики компонентов модели политической культуры, особенности ее формирования у учащихся старших классов (К.Ф. Завершинский, В.А. Зенченко, Н.В. Скок, Л.Ф. Спирин, М.В. Стрежнева, А.Т. Чичикин и др.) детализируют особенности авторских подходов и обобщенных концепций формирования политической культуры.

Концептуальные положения об общественной направленности воспитания и роли социально значимой деятельности в формировании личности (Б.З. Вульфов, Т.Н. Мальковская, К.Н. Мешалкина, И.В. Руденко, Л.Ф. Спирин, С.В. Тетерский, Д.И. Фельдштейн, И.И. Фришман, М.И. Шилова и др.) закрепляют приоритет ресурсов организованного целенаправленного воспитательного процесса.

свернуть

Модель формирования активной гражданской позиции и учащихся ІХ - ХІ классов в процессе социально значимой деятельности

свернуть

Модель формирования активной гражданской позиции и учащихся ІХ - ХІ классов в процессе социально значимой деятельности

В основе модели лежит включение учащихся старших классов в социально значимую деятельность, которое усиливает направленность социально-личностного развития учащихся, стимулирует их социальную активность, расширяет их личностные и социальные возможности, определяет разнообразие форм участия в социальных процессах, расширяет и укрепляет личностно и социально значимые интересы и потребности.

Выстраивая работу в рамках данной модели, необходимо  стремится к повышению уровня сформированности активной гражданской позиции и политической культуры учащихся старших классов в процессе социально значимой деятельности на основе инновационных подходов и использования современных образовательных технологий.

Формирование активной гражданской позиции старших подростков нужно осуществлять через организацию социально-значимой деятельности учащихся в объединениях по интересам, а также через работу детских организаций и объединений.

Организация  деятельности по  внедрению модели формирования активной гражданской позиции и политической культуры учащихся старших классов в процессе социально значимой деятельности должна включать следующие направления работы:

Научно-исследовательское:

- изучение передового педагогического опыта по заданной проблеме;

- поэтапная диагностика сформированности активной гражданской позиции и политической культуры учащихся старших классов в процессе социально значимой деятельности;

Методическое:

- отбор комплекса научно-методических ресурсов по организации идеологической воспитательной работы в учреждении образования;

- подбор методов и организация процедур диагностики, направленных на выявление уровня сформированности активной гражданской позиции и политической культуры учащихся старших классов;

- осуществление дифференцированного и индивидуального подходов в процессе воспитательной работы.

Воспитательное:

- внедрение и реализация различных направлений социально значимой деятельности как средства формирования активной гражданской позиции и политической культуры учащихся старших классов в соответствии с требованиями нормативно-правовой и программной документации по идеологической и воспитательной работе (реализация социальных проектов «Гордимся прошлым, строим будущее», «Вектор добра: 50 добрых дел для малой родины»; проведение внутришкольных презентаций, круглых столов, социально-значимых акций «Памятным местам - нашу заботу» «Теплым словом, добрым делом», «Большая уборка малой родины», «Мы Вас ждём, товарищ птица» и творческих конкурсов).

- планирование и разработка комплекса воспитательных мероприятий и дел, направленных на формирование активной гражданской позиции и политической культуры учащихся старших классов в процессе социально значимой деятельности  (организация деятельности клуба деловых людей «Profi-Лидер», проведение в рамках его дебатов, дискуссий, открытых диалогов, ток-шоу и других мероприятий по формированию  устойчивых политических взглядов, убеждений, умению их отстаивать; сотрудничество с пограничной заставой через: деятельность  объединения по интересам «Юный друг пограничника»; работу военно-патриотического лагеря «Юный пограничник»; организацию совместных дел).

- создание информационного банка и медиатеки научно-методических ресурсов формирования активной гражданской позиции и политической культуры учащихся старших классов в процессе социально значимой деятельности.

Организационное:

- создание программы работы школьного консультационного пункта для участников  по вопросам методических основ и особенностей организации и включения учащихся в различные виды социально значимой деятельности;

- создание творческих формирований педагогов, учащихся;

- организация и проведение мастер-классов и семинаров-практикумов по теме инновационного проекта;

- проведение аналитической работы и обобщение результатов внедрения модели формирования активной гражданской позиции и политической культуры учащихся старших классов в процессе социально значимой деятельности.

свернуть

Критерии и показатели эффективности инновационной деятельности

свернуть

№ п/п

Критерии эффективности

Показатели

Методы диагностики

1

Сформированность активной гражданской позиции и политической культуры  учащихся

- Знание сущности гражданственности и патриотизма, способов реализации гражданско-патриотических инициатив.

- Знание фундаментальных политических категорий и понятий; политическая грамотность.

- Проявление гражданско-патриотической активности.

- Реализация активной гражданской позиции в системе общественных отношений и социального взаимодействия.

- Ценностное отношение к экономическим, культурным, научным достижениям страны, гордость за национальные достижения.

- Устойчивость политических взглядов, убеждений, умение их отстаивать.

- Потребность в сохранении и укреплении основ и ценностей национальной политической культуры.

- Осознанное осуществление социально-значимой деятельности и стремление к активному участию в функционировании общественно-политических институтов.

- Реализация учебных и социальных проектов гражданско-патриотической и политической направленности в условиях образовательного процесса.

Психолого-педаго­гический анализ идейной направленности личности.

Анализ участия учащихся и педагогов в клубах гражданско-патриотической и политико-правовой направленности, социально значимых акциях. Анализ участия в мероприятиях идейно-воспитательной направленности. Анкетирование, наблюдение,

опрос, педагогическая беседа,

независимая характеристика. Интерактивная рефлексия.

Анализ уровня воспитанности.

2

Развитие социально-личностных компетенций учащихся

- Умение организовать социальное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

- Умение выполнять индивидуальные задания и поручения, работать в команде.

- Участие в организации и реализации воспитательных дел социально значимой направленности.

- Участие в работе детских и молодежных объединений по направлениям социально значимой деятельности.

- Проявление качеств самостоятельности, ответственности, организованности и целеустремленности в условиях гражданско-патриотической и политической деятельности в системе воспитания учреждения образования.

Анкетирование, наблюдение, собеседование. Мониторинг.

 

4

Профессионально-личностный рост педагогов

 

-Повышение компетентности педагогов в сфере организации социально значимой деятельности учащихся.

- Освоение методов исследовательской деятельности и социального проектирования.

 

Анкетирование.

Опрос.

Беседа.

Экспертная оценка.

Публикации статей.

 

5.

Удовлетворённость членов школьного сообщества, представителей социума инновационной деятельностью

-Положительная динамика удовлетворённости учащихся, их законных представителей, социума результатами и перспективами инновационной деятельности.

Анкетирование, наблюдение,

опрос, беседа

 

свернуть

Список рекомендуемой литературы

свернуть

Список литературы

  1. Аминев, Г. А. Политическая культура старшеклассника / Г. А. Аминев, А. А. Копанева. – Москва : Знание, 1987 – 80 с.
  2. Баталов, Э. Я. Политическая культура : понятие и феномен / Э. Я. Баталов // Политика : проблемы теории и практики. – Москва : ИНИОН АН СССР, Ин-т молодежи, 1990. – Вып. VII, ч. 2. – С. 101 – 144.
  3. Башаркина, Е. А. Милосердническая деятельность: процессуальные характеристики и особенности организации / Е. А. Башаркина // Веснiк Магiлёýскага дзяржаýнага ýнiверсiтэта iмя А. А. Куляшова. – 2013. – №2. – С. 24 – 33.
  4. Башаркина, Е. А. Модель воспитания гуманистических отношений между подростками : сущность, структура, основания для реализации / Е. А. Башаркина // зб. навук прац Акадэміі паслядыпломн. адукацыі. Вып. 11 / рэд. кал. : А.П. Манастырны (гал. рэд.)[і інш.]. – Мінск : АПО, 2013. – С. 56 – 66.
  5. Башаркина, Е. А. Волонтерский менеджмент : учебно-методические материалы / Е. А. Башаркина, Е. Н. Самонкова ; под общ. ред. Е. А. Башаркиной. – Могилев : МГУ имени А. А. Кулешова, 2014. – 88 с.
  6. Башаркина, Е. А. Организация волонтерской деятельности в учебном заведении / Е. А. Башаркина // Народная асвета. – 2015. - № 12. – С. 29-32.
  7. Башаркина, Е. А. Волонтерство в системе открытых общественных отношений / Е. А. Башаркина // Народная асвета. – 2015. - № 2. – С. 10-13.
  8. Башаркина, Е. А. Идеологическое сопровождение воспитательного процесса : учебно-методические материалы / Е. А. Башаркина. – Могилев : МГУ имени А. А. Кулешова, 2017. – 192 с.
  9. Башаркина, Е. А. Идеологическое воспитание: целевые ориентиры, функции и компоненты / Е. А. Башаркина // Народная Асвета. – 2018. – №1. – С.7 – 9.
  10. Башаркина, Е. А. Ценностные приоритеты развития белорусского общества / Е. А. Башаркина // Народная Асвета. – 2018. – №2. – С.10 – 12.
  11. Башаркина, Е. А. Идеологическое сопровождение социального становления личности / Е. А. Башаркина // Народная Асвета. – 2018. – №3. – С.7 – 9.
  12. Башаркина, Е. А. Воспитание в учреждении образования: сущность, приоритеты, ориентиры / Е. А. Башаркина // Народная Асвета. – 2018. – №5. – С.7 – 9.
  13. Бурлацкий, Ф. М. Современный Левиафан : Очерки политической социологии капитализма / Ф. М. Бурлацкий, А. А. Галкин. – Москва : Мысль, 1985. – 328 с.
  14. Борисов, Е. А. Политическая культура как фактор идеологического процесса в Республике Беларусь / Е. А. Борисов. – Минск : БГУИР, 2006. – 27 с.
  15. Вятр, Е. Социология политических отношений : пер. с пол. / Е. Вятр ; под ред. Ф. М. Бурлацкого. – Москва : Прогресс, 1979 – 463 с.
  16. Гаджиев, К. С. Политология : учебник для вузов / К. С. Гаджиев. – Москва : Логос, 2006. – 488 с.
  17. Гельман, В. Я. Политическая культура, массовое участие и электоральное поведение / В. Я Гельман // Политическая социология и современная российская политика : сб. учеб. материалов. – Санкт-Петербург, 1999. – С. 9 – 38.
  18. Гладковский В. И. Теоретическая модель образовательной деятельности / В. И. Гладковский // Веснiк адукацыi. – 2005. – № 10. – С. 11 – 19.
  19. Две культуры – два образа мысли (Очерки сравнительного изучения политической культуры) / Е. М. Бабосов [и др.] ; под ред. Е. М. Бабосова. – Минск : Наука и техника, 1985. – 142 с.
  20. Дженусов, А. И. Различие структур и уровней развития политической культуры / А. И. Джейнусов // Социально-гуманитарные знания. – 1999. - № 4. – С. 108 – 121.
  21. Дилигенский, Г. Г. Социально-политическая психология : учеб. пособие для вузов / Г. Г. Дилигенский. – Москва : Новая школа, 1996. – 352 с.
  22. Долинина, И. Г. Концептуальная модель и практика формирования политической культуры учащихся : дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / И. Г. Долинина. – Ижевск, 2002. – 229 с.
  23. Духовно-нравственные ценности института брака и семьи: современные подходы, характеристики и условия развития : учебно-методические материалы / Е. В. Антипова [и др.] ; под общ. ред. Е. А. Башаркиной. – Могилев : МГУ имени А. А. Кулешова, 2016. – 204 с.
  24. Завершинский, К. Ф. Когнитивные основания политической культуры: опыт методологической рефлексии / К. Ф. Завершинский // Полис. – 2002. – № 3. – С. 19 – 30.
  25. Зенченко, В. А. Политическая культура студенческой молодежи в условиях становления гражданского общества / В. А. Зенченко, Н. В. Павлова, Г. И. Степанов. – Минск : БГПУ, 2006. – 35 с.
  26. Истон, Д. Дети в политической системе : основа политической законности / Д. Истон, Дж. Денис // Вестн. Москов. ун-та. – 2001. – № 3. – С. 76 – 97.
  27. Ирхин, Ю. В. Социология культуры: учебник / Ю. В. Ирхин. – Москва : Экзамен, 2006. – 525 с.
  28. Кириенко, В. В. Белорусская ментальность: истоки, современность, перспективы / В. В. Кириенко. Гомель : ГГТУ им. П. О. Сухого, 2009. – 319 с.
  29. Коган, Л. Н. Теория культуры / Л. Н. Коган. – Екатеринбург, 1993. – 86 с.
  30. Кодекс Республики Беларусь об образовании. – Минск: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2011. – 400 с.
  31. Кон, И. С. Психология старшеклассника : Пособие для учителей / И. С. Кон. – Москва : Просвещение, 1980. – 192 с.
  32. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь // Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь. – Мінск : Нацыянальны інстытут адукацыі. – 2007. – № 2(603.) – С. 9 – 40.
  33. Краевский, В. В. Методология педагогики : пособие для педагогов-исследователей / В. В. Краевский. – Чебоксары : Изд-во Чуваш. ун-та, 2001. – 224 с.
  34. Лученкова, Е. С. Политическая психология : учеб. пособие / Е. С. Лученкова. – Минск : Выш. шк., 2010. – 160 с.
  35. Мальковская, Т. Н. Воспитание социальной активности старших школьников / Т. Н. Мальковская. – Ленинград : ЛГПИ им. А.И.Герцена, 1973. – 172 с.
  36. Мудрик, А. В. О воспитании старшеклассников / А. В. Мудрик. – изд. 2-е, доп. и перераб. – М. : Просвещение, 1981. – 176 с.
  37. Назаров, М. М. Политическая культура российского общества 1991 – 1995 гг. : опыт социологического исследования / М. М. Назаров. – М. : Эдиториал УРСС, 1998. – 176 с.
  38. Ожегов, С. И., Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. – 4-е изд. дополненное. – Москва : Азбуковник, 1999. – 944 с.
  39. Ольшанский, Д. В. Основы политической психологии / Д. В. Ольшанский. – Екатеринбург : Деловая книга, 2001. – 496 с.
  40. Политическая культура: теория и национальные модели / В. С. Ажаева [и др.] ; сост. В. Д. Гудименко. Москва : Аспект-Пресс, 1994. – 351 с.
  41. Приходько, Ф. С. Политическая культура / Ф. С. Приходько. – Горки : БГСХА, 2002. – 23 с.
  42. Симченко, О. С. Модель политической культуры старшеклассников / О. С. Симченко // Веснік Мазырскага дзяржаўнага педагагічнага ўніверсітэта імя І. П. Шамякіна. – 2013. – № 3. – С. 68 – 74.
  43. Симченко, О. С. Социально значимая деятельность в формировании политической культуры старшеклассников / О. С. Симченко // Адукацыя і выхаванне. – 2013. – № 11. – С. 64 – 68.
  44. Симченко, О. С. Аксиологические ориентиры формирования политической культуры старшеклассников / О. С. Симченко // Проблемы управления. – Октябрь-декабрь 2015. - № 4 (57) Серии А и В. – С. 140-144.
  45. Симченко, О. С. Формирование политической культуры старшеклассников в процессе социально значимой деятельности : учебно-методические материалы / О. С. Симченко. – Могилев : МГУ имени А. А. Кулешова, 2016. – 64 с.
  46. Симченко, О. С. Технология формирования политической культуры старшеклассников в процессе социально значимой деятельности / О. С. Симченко // Веснік МДУ імя А. А. Куляшова. Серыя С. Псіхолага-педагагічныя навукі : педагогіка, псіхалогія, методыка. – №1 (51). – 2018. – С. 12 – 20.
  47. Скок, Н. В. Политическая культура: теория и методология : монография / Н. В. Скок. – Могилев : Белорс.-Рос. ун-т, 2009. – 402 с.
  48. Рябов, А. И. Политическая культура / А. И. Рябов, В. Б. Чистяков // Вестн. Москов. ун-та. – 1994. – № 1. – С. 49 – 59.
  49. Слепова, Н. Ю. Развитие социально значимой деятельности старшеклассников в современном социокультурном пространстве : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Н. Ю. Слепова. – Казань, 2005. – 184 с.
  50. Солтан, Г. Н. О построении моделей в педагогических исследованиях / Г. Н. Солтан // Адукацыя i выхаванне. – 2006. – № 8. – С. 20 – 23.
  51. Спирин, Л. Ф. Общественно-политическое воспитание учащихся : пособие для классных руководителей / Л. Ф. Спирин. – Москва : Просвещение, 1974. – 238 с.
  52. Степанов, П.В. Словарь-справочник по теории воспитательных систем / П. В. Степанов // Заместитель директора школы, 2003. – № 1. – С. 89.
  53. Стрежнева, М. В. Политическая культура в различных интерпретациях: анализ специального понятия / М. В. Стрежнева // Общественные науки и современность, 2002. – № 5. – С. 141 – 155.
  54. Тетерский, С. В. Воспитание социальной инициативы детей и молодежи : дис. … докт. пед. наук : 13.00.02 / Тетерский Сергей Владимирович. – Тамбов, 2004. – 337 с.
  55. Тетерский, С. В. Социальные инициативы детей и молодежи : поддержка общества и государства : монография / С. В. Тетерский. – Москва : РЕГЛАНТ, 2003. – 214 с.
  56. Тютькова, И. А. Педагогическая концепция формирования политической культуры учащихся : автореф. дис. … док. пед. наук : 13.00.01 / И. А. Тютькова. – Москва, 2007. – 35 с.
  57. Фельдштейн, Д. И. Психологические основы общественно-полезной деятельности подростков / Д. И. Фельдштейн. – Москва : Педагогика, 1982. – 224 с.
  58. Цыганов, А. Политическая культура – основа демократии / А. Цыганов, Ф. Приходько // Беларуская думка. – 2005. – № 9. – С. 14 – 23.
  59. Чередниченко, А. П. Культура активного политического действия / А. П. Чередниченко. – Москва : Мысль, 1986. – 223 с.
  60. Чичикин, А. Т. Формирование основ политической культуры старшеклассников : автореф. дис. …канд. пед. наук : 13.00.01 / А. Т. Чичикин. – Москва, 1994. – 18 с.
  61. Шумилин, Е. А. Психологические особенности личности старшеклассника ; под ред. В. В. Давыдова. – Москва : Педагогика, 1979. – 152 с.
свернуть

Из опыта работы педагогов-инноваторов

Методический кейс

Список публикаций по теме инновации в республиканских педагогических изданиях 

свернуть

Список публикаций по теме инновации в республиканских педагогических изданиях 

1.      

Полонейчик Татьяна Анатольевна

Годны ўчынак

Настаўніцкая газета

№140 от 12.12.19

2.      

Полонейчик Татьяна Анатольевна

Супраць наркотыкаў словам і справай

Настаўніцкая газета

Сайт, 20.12.2019

3.      

Коник Ольга Николаевна

Незначительных героев не бывает

Настаўніцкая газета

№ 20 от 20.02.20

4.      

Король Тереза Антоновна

У будучае – з новымі прафесіямі

Настаўніцкая газета

Сайт, 10.03.2020

5.      

Полонейчик Татьяна Анатольевна

Прыярытэт - здароўю

Настаўніцкая газета

Сайт, 20.03.2020

6.      

Полонейчик Татьяна Анатольевна

Зялёная хваля

Настаўніцкая газета

Сайт, 21.03.2020

7.      

Маковей Наталья Валерьевна

Яблоки  для каждого

Зорька

№46  от13.11.2020

8.      

Полонейчик Татьяна Анатольевна

Школьнікі аграгарадка Пагранічны супраць курэння

Настаўніцкая газета

Сайт, 20.11.2020

https://ng-press.by/2020/11/20/shkolniki-agragaradka-pagranichny-suprats-kurennya/

9.      

Полонейчик Татьяна Анатольевна

Інфармаваны – значыць абаронены

Настаўніцкая газета

Сайт, 02.12.2020

https://ng-press.by/2020/12/02/infarmavany-znachyts-abaroneny/

10.  

Левоненя С.Г.

Самое волшебное время в году

Зорька

Сайт, 18.12.2020

http://www.zorika.by/?p=45749

11.  

Маковей Наталья Валерьевна

Захоўваем традыцыі

Зорька

Сайт газеты, 19.01.2021

http://www.zorika.by/?p=46442

12.  

Маковей Наталья Валерьевна

К подигу героев сердцем прикоснись

Зорька

Сайт газеты, 24.02.2021

http://www.zorika.by/?p=47586

 

13.  

Полонейчик Татьяна Анатольевна

Планы на Год народнага адзінства

 

Настаўніцкая газета

Сайт газеты, 27.02.2021

https://ng-press.by/2021/02/27/plany-na-god-narodnaga-adzinstva/ 

14.  

Полонейчик Татьяна Анатольевна

На “зялёнай хвалі”

Настаўніцкая газета

Сайт от 14.04.2021

https://ng-press.by/2021/04/14/na-zyalyonaj-hvali /

 

15.  

Коник Ольга Николаевна

История и архитектура маршрута «Пограничный – Косово – Ружаны – Пограничный»

Настаўніцкая газета

сайт наст. газеты от 03.11.2021    https://ng-press.by/2021/11/03/istoriya-i-arhitektura-marshruta-pogranichnyj-kosovo-ruzhany-pogranichnyj/          

16.  

Король Тереса Антоновна

Будущие выпускники побывали в удивительном и героическом Бресте

Настаўніцкая газета

сайт от 03.11.2021   

17.  

Полонейчик Татьяна Анатольевна

С уважением к энергосбережению

Настаўніцкая газета

сайт  от 12.11.2021

18.  

Маковей Наталья Валерьевна

Митинг Памяти

“Зорька”

Сайт газеты 27.10.21 http://www.zorika.by/?p=54985

19.  

Маковей Наталья Валерьевна

ШАГ: средняя школа агрогородка Пограничный

Настаўніцкая газета

Сайт газеты, 04.02.2022

https://ng-press.by/2022/02/04/shag-srednyaya-shkola-agrogorodka-pogranichnyj/

20.  

Маковей Наталья Валерьевна

Память жива, пока живы те, кто помнит

Зорька

Сайт газеты, 10.02.2022

http://www.zorika.by/?p=58826

21.  

Маковей Наталья Валерьевна

ШАГ: средняя школа агрогородка Пограничный Берестовицкого района

Настаўніцкая газета

Сайт газеты, 18.03.2022

https://ng-press.by/2022/03/18/shag-srednyaya-shkola-agrogorodka-pogranichnyj-berestovitskogo-rajona/

22.  

Маковей Н.В.

ШАГ: средняя школа аг. Пограничный

Настаўніцкая газета

Сайт газеты, 07.04.2022

https://ng-press.by/2022/04/07/shag-srednyaya-shkola-ag-pogranichnyj/  

свернуть
поделиться в:

Интернет-ресурсы: