РУ БЕ EN

Родительский Университет


 

   Школа является важнейшим социальным институтом, с которым семья взаимодействует на протяжении всего обучения ребенка. Эффективность образования и воспитания ребенка во многом зависит от того, насколько тесна эта связь. Требования современной реальности стимулируют педагогов овладевать новейшими педагогическими технологиями для использования их в своей работе, искать эффективные формы взаимодействия с родителями. Сотрудничество семьи и школы в интересах ребенка может быть успешным только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, учитывать его индивидуальные особенности при развитии его способностей, сформировать жизненные ориентиры и ценностные приоритеты.

     Практика показывает, что не все родители имеют достаточный уровень знаний и умений в области воспитания и испытывают трудности в развитии и воспитании ребенка, установлении контактов с детьми. Родители не владеют в достаточной мере знаниями возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, часто осуществляют воспитание интуитивно, что, как правило, не приносит позитивных результатов. Не всегда родители понимают своего ребенка. Родители могут слушать, но не слышать ребенка, что приводит к сложностям во взаимоотношениях. В таких семьях часто нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из-под влияния семьи.

         На современном этапе развития связующим звеном между школой и семьей являются специалисты социально-педагогической и психологической службы. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий педагогов и родителей создаст благоприятные условия для развития ребенка.


 

Цель, задачи, направления работы

свернуть

 

    Школа является важнейшим социальным институтом, с которым семья взаимодействует на протяжении всего обучения ребенка. Эффективность образования и воспитания ребенка во многом зависит от того, насколько тесна эта связь. Сотрудничество семьи и школы в интересах ребенка может быть успешным только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, учитывать его индивидуальные особенности при развитии его способностей ребенка, сформировать жизненные ориентиры и ценностные приоритеты.

Цель Родительского университета – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. Университет педагогических знаний для родителей должен способствовать установлению контактов родителей со школой, взаимодействию родителей и педагогов в воспитании, развитии и социализации ребенка.

Основные задачи Родительского университета:

  • формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;
  • формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания (формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;
  • обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
  • организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования и т.д.

Целевая группа – родители (законные представители) учащихся.

Направления работы Родительского университета:

I. Организационное:

- формирование очной и дистанционной форм обучения в Родительском университете;
- разработка «Интернет-сайта родительского университета»;
- создание в популярных социальных сетях («ВКонтакте», «Одноклассники», «Facebook») Интернет-ресурсов для размещения информации о деятельности Родительского университета (анонс предстоящих встреч, новости о прошедших встречах, материалы образовательного характера для родителей и т.д.).

II. Информационно-просветительское:

- презентация содержания программы и мероприятий Родительского университета;
- организация психолого-педагогического просвещения родителей по различным аспектам семейного воспитания:
- правовое: о возможностях, правах и обязанностях в осуществлении образовательных потребностей семьи;
- психолого-педагогическое: о методах и формах воспитания, обучения ребенка;
- гражданское: о путях развития образования, школы.
- консультирование родителей по юридическим, психолого-педагогическим и другим проблемам.

III. Содержательное:

- научно-методическое обеспечение формирования психолого-педагогической компетентности родителей в области воспитания и развития детей с учетом социокультурных традиций, современных проблем и особенностей развития общества;
- расширение воспитательного и творческого потенциала родителей и семьи в целом.

Воспитательная деятельность Родительского университета строится:

- на оценке родителями собственного жизненного опыта;
- на приобретении новых познаний в опоре на собственные внутренние резервы;
- на стабильном общении детей и их родителей;
- на формировании атмосферы поиска новых знаний;
- на самосовершенствовании родителей через осознание ими индивидуального взгляда на ребёнка;
- на развитии творческих способностей членов семьи;
- на умении видеть результаты развития детей;
- на умении видеть трудности и искать пути их преодоления, выстраивать лестницу успеха.

Работа Родительского университета организуется с учётом закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды по трем ступеням:

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» –для родителей учащихся I-IV классов учреждений общего среднего образования,

II ступень – «Мой ребенок – подросток» – для родителей учащихся V-IX классов учреждений общего среднего образования,

III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник» – для родителей учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования.

Предлагаемые направления будут способствовать включению родителей в активное сотрудничество со школой в решении проблем семейного воспитания. Организация взаимодействия с родителями учащихся в рамках Родительского университета позволит объединить усилия родителей, педагогов, педагогов-психологов, педагогов социальных и других специалистов по организации конструктивного диалога в поиске ответов на актуальные вопросы семейного воспитания.    

 

свернуть

Положение о родительском университете

свернуть

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о родительском университете

государственного учреждения образования

«Средняя школа аг.Пограничный»

 

  1. Общие положения.

1.1. Положение о родительском университете государственного учреждения образования «Средняя школа аг. Пограничный» (далее – Положение) разработано на основании инструктивно-методического письма Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2022/2023 учебном году» и определяет условия, порядок организации, направления деятельности, структуру родительского университета.

1.2. Родительский университет создан для развития взаимопонимания, сотрудничества семьи и школы.

1.3. Родительский университет осуществляет свою деятельность в соответствии с нормативными документами и методическими рекомендациями Министерства образования Республики Беларусь и настоящим Положением.

1.4. Создание родительского университета не приводит к изменению организационно-правовой формы, типа и вида учреждения образования, в его Уставе не фиксируется.

1.5. Работу родительского университета организует директор, заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, педагог социальный, привлекая ресурсы (кадровые и информационные) района.

1.6. Общую координацию деятельности родительского университета осуществляет заместитель директора по воспитательной работе, либо в случае его отсутствия директор учреждения образования.

  1. Цели, задачи и направления деятельности, ступени реализации и формы проведения занятий.

2.1. Целью создания родительского университета является:

повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства.

2.2. Задачи:

- формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;

- формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания (формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;

- обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;

- организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей, учащихся и учреждения образования и др.

2.3. Основные направления деятельности родительского университета

– организация психолого-педагогического просвещения родителей по различным аспектам семейного воспитания:

– правовое: о возможностях, правах и обязанностях в осуществлении образовательных потребностей семьи;

– психолого-педагогическое: о методах и формах воспитания, обучения ребенка;

– гражданское: о путях развития образования, школы.

– консультирование родителей по юридическим, психолого-педагогическим и другим проблемам;

– научно-методическое обеспечение формирования психолого-педагогической компетентности родителей в области воспитания и развития детей с учетом социокультурных традиций, современных проблем и особенностей развития общества;

– расширение воспитательного и творческого потенциала родителей и семьи в целом;

– организация и осуществление выставочной деятельности по пропаганде эффективных технологий воспитания;

– построение системы распространения эффективного педагогического опыта;

– трансляция деятельности родительского университета на сайте учреждения;

2.4. Три ступени реализации родительского университета

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» - для родителей учащихся I-IV классов учреждений общего среднего образования,

II ступень «Мой ребенок – подросток» - для родителей учащихся V-IX классов учреждений общего среднего образования,

III ступень «Мой ребенок – старшеклассник» - для родителей учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования.

2.5. Формы проведения занятий

традиционные (лекции, беседы, конференции, круглые столы, дискуссии, семинары-практикумы, мастер-классы, психологические тренинги, индивидуальные беседы и консультации, опросы родителей по различной тематике, обмен опытом работы и т.д.);

дистанционные (вебинары, форумы, on-line консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, привлечение родителей к участию в мероприятиях).

  1. Условия, порядок создания и управление родительским университетом.

3.1. Условия создания родительского университета:

создается на базе государственного учреждения образования «Средняя школа аг. Пограничный»;

создается на основании приказа директора школы и настоящего Положения;

координирует деятельность родительского университета заместитель директора по воспитательной работе, в случае его отсутствия директор учреждения образования;

реализуется в каждом классе с законными представителями учащихся;

за реализацию родительского университета в каждом классе отвечает классный руководитель;

родительский университет может реализовываться в очной и в дистанционной форме, в случае ухудшения эпидемиологической ситуации только в дистанционной форме;

на школьном интернет-сайте создается раздел «Родительский университет», для последующего размещения тематической информации в рамках родительского университета.

3.2. Координатор родительского университета:

– несёт ответственность за эффективность деятельности родительского университета;

– координирует деятельность родительского университета;

– осуществляет взаимодействие с классными руководителями, социальным педагогом, педагогам-психологом;

– подписывает все документы, касающиеся деятельности родительского университета, в пределах своей компетенции;

– ведёт в установленном порядке делопроизводство, при необходимости составляет отчётную документацию и представляет по запросу соответствующих государственных органов сведения о реализации мероприятий родительского университета;

– в целях реализации поставленных задач родительский университет взаимодействует с заинтересованными лицами, организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение общего среднего образования.

3.3. Родительский университет реализуется на основании подготовленной программы учёными Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, либо самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития.

3.4. Деятельность родительского университета осуществляется в соответствии с данным Положением и планом работы родительского университета.

3.5. В конце учебного года координатор может предоставить педагогическому коллективу, учебно-методическим формированиям информацию об эффективности, результативности реализации мероприятий плана родительского университета.

3.6. Основанием для начала и прекращения деятельности родительского университета являются методические рекомендации Министерства образования Республики Беларусь об организации социальной, воспитательной и идеологической работе, либо иной нормативный, правовой документ Министерства образования Республики Беларусь.

  1. Структура родительского университета.

4.1. Структуру родительского университета определяет и утверждает директор учреждения образования.

4.2. Родительский университет может использовать в работе следующие помещения, необходимые для обеспечения его деятельности – учебные кабинеты, компьютерный класс, библиотеку и др.

4.3. Классные руководители организовывают мероприятия родительского университета в рамках часов организационно-воспитательной работы.

  1. Документация.

– Приказ об организации работы родительского университета на базе учреждения образования.

– Положение о родительском университете.

– План работы на учебный год.

– Методические материалы, проекты, разработки, фотоотчеты и другие материалы, создаваемые в рамках работы родительского университета (размещаются на сайте учреждения образования, хранятся в электронном варианте).

  1. Порядок внесения изменений и (или) дополнений в Положение.

6.1. В настоящее Положение могут быть внесены необходимые изменения и (или) дополнения в установленном законодательством порядке.

 

свернуть

План мероприятий по реализации республиканского проекта «Родительский университет»

свернуть

 

График

проведения классных родительских собраний, занятий
в рамках  проекта «Родительский университет»
в 1 полугодии 2024/2025 учебного года

 

Класс

Дата проведения

Тема родительского собрания

Тема занятия в рамках проекта «Родительский университет»

Ответственный

1

27.09.2024

«Воспитание самостоятельности» (практикум)

Адаптация учащихся в 1-м классе

Тарасевич И.О.

22.11.2024

«Как сформировать у ребенка стремление к ведению здорового образа жизни» (диалог)

Режим дня школьника

Тарасевич И.О.

2 «А»

25.10.2024

Физическое развитие младших школьников в школе и дома

Как родители могут помочь ребенку учиться»

Коник Л.В.

23.12.2024

Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии

Главные правила здорового образа жизни

Коник Л.В.

2 «Б»

25.10.2024

Десять ошибок в воспитании, которые все когда-то совершали

Как родители могут помочь ребенку учиться»

Клевцова С.В.

20.12.2024

Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии

Главные правила здорового образа жизни

Клевцова С.В.

3

25.10.2024

Значение общения в развитии личностных качеств ребенка

Значение школьной отметки в жизни ребёнка

Руднева Т.В.

24.12.2024

Здоровый образ жизни и трудовая деятельность в школе и семье

Психологические и физиологические особенности третьеклассников

Руднева Т.В.

4

25.10.2024

Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных и личностных качеств ребенка

Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов

Дубовик Е.А.

23.12.2024

Учебные способности ребенка. Пути их развития на уроке и во внеурочной деятельности

Как научить своего ребенка жить в мире людей

Дубовик Е.А.

5

07.09.2024

Культурные ценности и их развитее в семье

Адаптация ребенка в новом коллективе

Крупович М.Л.

29.11.2024

Психологические особенности учащихся 5 класса. Что такое адаптация

Ребенок среди сверстников

Крупович М.Л.

6

05.10.2024

Первые проблемы подросткового возраста

Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка.

Маковей Н.В.

07.12.2024

Роль домашнего задания в самообразовании школьника

Профилактика проблемного поведения подростков

Маковей Н.В.

7

20.09.2024

Возрастные и индивидуальные особенности детей 12-13 лет и учет их в воспитании»

Психологические и физиологические особенности семиклассников

Король Т.А.

13.12.2024

Особенности учебной деятельности подростков

Профилактика правонарушений подростков

Король Т.А.

8

25.10.2024

Возрастные особенности восьмиклассников: проблемы, внешние и внутренние конфликты, отношение к учебе. Способы их преодоления

Жизненные цели подростков

 

Максимчик А.Н.

20.12.2024

Цифровое поколение. Роль социальных сетей в жизни подростка

Как уберечь подростка от насилия

Максимчик А.Н.

9

25.10.2024

Свободное время и его значение в формировании личности подростка

Портрет современного подростка

Андрушко Т.М.

20.12.2024

Подросток среди сверстников. Способы конструктивного разрешения конфликтных ситуаций

Агрессия, её причины и последствия

Андрушко Т.М.

10

14.09.2024

Роль авторитета родителей в профессиональном выборе подростка

Здоровье - это жизнь

Мисюковец Е.Ю.

01.11.2024

Подросток в виртуальном мире: возможности и опасности

Первая любовь в жизни вашего ребенка

Мисюковец Е.Ю.

11

26.10.2024

Выбор профессии – важная веха в жизни старшеклассника

Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении?

Конецкая А.П.

07.12.2024

Зависимое поведение, его причины и факторы риска

Как уберечь ребенка от зависимостей?

 

Конецкая А.П

 

свернуть

В помощь родителям

свернуть

 

9 ТАКТИК,

как родители могут помочь ребенку эффективно учиться

  1. Режим дня                        

Все знают, что детям важно хорошо питаться, высыпаться, достаточно отдыхать, и заниматься спортом. Но иногда, в погоне за дополнительными секциями, родители забывают об этом.

  1. Если ребенок не выспался – он не может думать продуктивно. Ребенку необходимо спать минимум 8 часов в сутки. Научно доказано, что во время сна мозг не отдыхает, а усваивает новую информацию, полученную за день. Детикоторые высыпаются, учатся быстрее, лучше фокусируются и эффективнее запоминают.
  2. Спорт несколько раз в неделю помогает мозгу справляться с нагрузками. Исследования показывают, что память и ясность мышления улучшаются уже после 15 минут тренировки.
  3. Питание также важно: не слишком много, не слишком мало. Включите в рацион ребенка жирную рыбу, богатую Омега-3, яйца и орехи.
  4. Вода. Ребенок должен пить достаточно воды. Купите ребенку красивую многоразовую бутылку для воды и приучите регулярно ее выпивать и наполнять          снова.
  5. Отдых также необходим детям, как и учеба. Для младших классов лучший отдых – это игра. В учебе нужно делать перерывы: на каждые 25-30 мин. активной учебы необходимо 5-10 мин. отдыхать.
  6. Время для домашнего задания нужно выделить днем или рано вечером, но не ночью или поздно вечером. Лучше, чтобы ежедневно это было одно и то же время, чтобы выработалась привычка. Самый сложный материал нужно повторить перед сном– тогда он лучше обработается мозгом ночью – и на утро легче вспомнится! Обратите внимание на то, в каких условиях дома учится ваш ребенок: на кухне при включенном фоном телевизоре, перед компьютером вперемешку с играми и чатами, или в отдельной комнате, где ничего не отвлекает?
  7. Организуйте рабочее место для ребенка – красивое и комфортное. Уберите все, что может мешать. И старайтесь сами не отвлекать ребенка.
  8. Внимание и позитивное отношение к ребенку       

Некоторые дети плохо учатся в школе, потому что не уверены в себе и имеют низкую самооценку. Уверенный в себе ребенок с адекватной самооценкой имеет намного больше шансов на успех.

Чаще напоминайте ребенку, что вы его любите, и что ваша любовь не зависит от оценок в школе. Это поддерживает его энтузиазм и веру в свои силы, и в конечном счете, хорошо отражается на успеваемости.

Проводите много времени вместе, даже если только вечером, даже если только на выходных. Отложите телефон и побудьте с ребенком, поиграйте, поговорите. Многие дети плохо учатся, чтобы привлечь к себе внимание родителей.

Не сравнивайте ребенка с другими детьми в классе или детьми знакомых. Все люди разные.

 

8 простых секретов, которые помогут найти общий язык с трудным подростком

 

Переходный возраст – непростой период, причем как для самих подростков, так и для их родителей, педагогов, тренеров. Юношеский максимализм, дух бунтарства и противоречий, а также желание проявить свою индивидуальность – привычные явления для подростков.

Традиционные устои и незыблемые авторитеты поддаются сомнению и критике со стороны подростков, считающих представителей старшего поколения старомодными, а иногда и глупыми. Такая психологическая неустойчивость может привести самоуверенных юношей и девушек к достаточно печальным последствиям: наркомании, алкоголизму, депрессиям, суицидам.

Поэтому в этот период крайне важно, чтобы рядом с подростком были мудрые, внимательные и терпеливые взрослые, которые не будут "давить" своим авторитетом, контролировать каждый шаг или докучать чрезмерной опекой и заботой, а спокойно, шаг за шагом, рука об руку пройдут этот непростой путь вместе.

Приведем восемь простых секретов, которые помогут найти общий язык с подростками в трудный переходный период.

 

  1. Не проявляйте свою слабость

 

Подросткам нравится "играть на нервах" у взрослых, ставя под сомнение их авторитет и испытывая "на прочность". Таким образом они протестуют против мира взрослых, доказывая, что имеют право на свое собственное мнение и видение окружающего мира.

Что предпринять в таком случае нам, взрослым? Главное – сохранять спокойствие и не поддаваться на провокации. Крики, повышение тона, ограничения и наказания в подобной ситуации лишь усугубят положение и укрепят мнение подростка о том, что он не только прав, но и имеет власть над эмоциями взрослых.

Сделайте глубокий вдох, посчитайте до десяти, выдохните и спокойным тоном попросите ребенка обосновать свое мнение, но будьте готовы к тому, что Вам придется привести в ответ контраргументы. Если на момент разговора Вы этого сделать не можете, возьмите тайм-аут, при этом не забудьте сказать об этом ребенку (нет ничего предосудительного в том, что Вы чего-то можете не знать).

Если же ребенок не готов идти на диалог здесь и сейчас, отложите разговор до завтрашнего дня, что даст возможность успокоиться и Вам, и ему.

 

  1. Не настаивайте на душевных разговорах

 

Каждому из нас время от времени необходимо побыть наедине с самим собой. И подростки – не исключение. Поэтому не стоит навязывать им свое общение и уж тем более устраивать допрос с пристрастием, если Вы заметили изменения в поведении ребенка.

В данной ситуации лучше обозначить, что Вы готовы выслушать ребенка, но при условии, что он не против. Станьте слушателем, ведь иногда детям хочется просто выговориться, не получая при этом советов.

Если Вы хотите прокомментировать ситуацию или дать совет, спросите у ребенка, готов ли он Вас выслушать. При отрицательном ответе не настаивайте, а скажите, что все в порядке, при этом упомяните о том, что он всегда может обратиться к Вам за помощью в случае необходимости.

 

  1. Установите границы для подростка

 

Желание обрести независимость и самостоятельность в подростковом возрасте зачастую достигается путем нарушения существующих в обществе и в семье законов. Чтобы этого избежать, необходимо установить границы, которые должны быть четко сформулированными, справедливыми и одобренными обеими сторонами.

Такой подход, основанный на соблюдение определенных правил, будет способствовать развитию между подростком и взрослыми конструктивных отношений, в которых каждый будет четко понимать поставленные цели и круг своих обязанностей.

При этом правила лучше вводить последовательно, чтобы не вызвать у подростка новую волну протеста в связи с изменением его образа жизни. При желании можно составить список правил в письменной форме.

Не стоит забывать и о системе поощрения за выполнение задач. Но здесь важно, чтобы поощрение не превратило отношения между взрослыми и детьми в торгово-рыночные. Поэтому рекомендуется в качестве мотиватора не использовать деньги. Это могут быть поездки или приобретение того, о чем мечтает ребенок.

Помните о том, что не только подросток должен соблюдать очерченные границы, а и Вы должны придерживаться установленных правил и выполнять свои обещания, чтобы завоевать уважение ребенка и стать для него примером.

 

  1. Проявите уважение к ребенку

 

Подросток – сформировавшаяся личность, мнение и желания которой следует уважать. Прямые указания и нравоучения он воспринимает как навязывание взрослым своего мнения, что в итоге может сделать Вас "врагом №1". Позвольте ребенку самостоятельно решать свои проблемы, особенно если он не просит у Вас помощи и совета. Тем самым Вы проявите не только уважение, а и доверие к нему.

В то же время любой человек, независимо от возраста, нуждается в поддержке, внимании и участии (важно не путать участие с сочувствием). Поэтому в трудной ситуации, если ребенок Вам доверяет, он обязательно обратится за помощью. И здесь важно не просто дать совет, а рассмотреть несколько вариантов развития событий, предоставив ему сделать самостоятельный выбор.

  1. Привлекайте подростка к решению взрослых проблем

 

Одной из распространенных ошибок взрослых является то, что мы считаем детей неспособными решать взрослые проблемы. Такое поведение мы зачастую оправдываем тем, что хотим оградить детей от лишних переживаний. И это, несомненно, правильно.

Но ведь не каждый день мы сталкиваемся с серьезными жизненными ситуациями, о которых детям лучше не знать. Зачастую мы игнорируем мнение детей даже в элементарных вопросах. Наше неумение слушать рано или поздно становится причиной отдаления детей от взрослых.

Чтобы этого не произошло, вовлекайте подростков в решение тех проблем, с которыми им под силу справиться. Давайте им возможность высказать свое мнение, хвалите за грамотные решения, которые можно и нужно претворять в жизнь, тем самым мотивируя самостоятельность.

А вот за нерациональные решения не критикуйте: лучше объясните, почему в данной ситуации лучше поступить по-другому. Помните о том, что постоянная критика убивает всякую инициативу и желание действовать.

 

  1. Запрещайте правильно

 

Категоричные высказывания и жесткие запреты абсолютно не действуют в отношении трудных подростков. Напротив, такая модель поведения взрослых побуждает их к еще большему нарушению правил и границ дозволенного, что неизбежно ведет к негативным последствиям.

Поэтому если ребенок не хочет проявлять благоразумие, не надо учить его жизни, ведь он уверен, что и без Вас прекрасно все знает. Лучше объяснить ему на примерах, к чему может привести подобное поведение. При этом все Ваши высказывания должны быть четко сформулированными и аргументированными.

И если в первый раз такая тактика не даст плодов, то впоследствии, убедившись в правоте Ваших доводов, подросток обязательно прислушается к Вашим словам.

 

  1. Предоставьте подростку свободу действий

 

Все подростки стремятся к независимости и самовыражению. Предоставьте им такую возможность. Конечно, это не означает, что они вольны делать все, что им вздумается. Поэтому заранее оговорите рамки дозволенного.

Если Вы переживаете, что ребенок может попасть под влияние плохой компании, предложите ему пригласить друзей в гости. Таким образом Вы сможете составить собственное мнение о круге его общения и защитить при необходимости от негативного влияния друзей.

В то же время, если Вам не нравится компания ребенка, не стоит заявлять об этом открыто и запрещать общение, поскольку такими действиями Вы лишь оттолкнете ребенка и укрепите позиции псевдодрузей.

Постарайтесь узнать больше о тех друзьях, которые Вам не пришлись по душе, и ненавязчиво наведите ребенка на размышления.

  

8Выделите лидера в группе трудных подростков

 

Если Вы имеете дело с группой трудных подростков, выделите лидера и наладьте с ним коммуникацию. Это избавит Вас от необходимости воздействовать на каждого подростка с непростым характером в отдельности, поскольку за Вас это сделает авторитет лидера.

Еще один метод воздействия на группу предполагает ее разделение на несколько небольших подгрупп, что также позволит более продуктивно работать с подростками.

И помните: спокойствие, терпение и понимание являются теми составляющими, которые обязательно принесут положительные результаты при взаимодействии с трудными подростками.

=================================================================================


Переходный возраст: рекомендации по общению

Очень важным в воспитании подростка является то, как мы разговариваем с ним. Попробуйте на минуту представить себя подростком. Какие слова он чаще всего слышит в семье и школе? Примерно следующие: «Ты должен хорошо учится!», «Ты должен уважать старших!», «Ты должен слушаться учителей и родителей».

Нужно и очень важно найти в себе силы, чтобы признать, что ваш ребенок уже вырос и достоин того, чтобы с ним разговаривали на «взрослом языке». Давайте обратимся к памятке:

Ситуация

Что нельзя делать

Как себя вести

Рекомендация 1. «Поймите причину».

Подросток стремится доказать, что он уже не маленький. В ход идет всё: непослушание, своеволие, грубость, «взрослые» привычки.

Отвечать грубостью на грубость, опускаться до скандалов, контролировать каждый шаг.

Доверьте подростку то, чего раньше не доверяли: оплатить счета в банке, заказать покупки по Интернету, выбрать подарок отцу на день рождения... Хочет быть взрослым – пусть разделит с вами взрослые заботы.

Рекомендация 2. «Проявляйте искренний интерес».

В 13-17 лет у юношей и девушек формируется свой взгляд на мир, своя система ценностей – и этим хочется с кем-то поделиться.

Быть равнодушными, демонстрировать детям, что их мысли и чувства - полная чушь.

Разговаривать с детьми, задавать вопросы о друзьях, увлечениях. Подросток должен понять, что вам не безразлично, чем он живет.

Рекомендация 3. «Не давите на ребенка».

Слушаться родителей для подростка означает расписаться в своей невзрослости. Вот почему любые советы, а тем более приказы он воспринимает в штыки.

Заставлять сына или дочь подчиняться, подвергать наказаниям за ослушание.

Измените тон. Не приказывайте сыну или дочери что-то сделать, а просите и объясняйте, почему это важно.

Рекомендация 4. «Живите интересно сами».

Претензии вроде «Ты ничего не читаешь! Ничем не интересуешься!» вызывают возмущение подростков: «А ты-то сам(а)?».

Подчинять всю свою жизнь обслуживанию ребенка, забывать о собственных интересах.

Подавать пример. Если попрекаете чадо ленью, не сидите сами в четырех стенах: отправляйтесь в поход, в музей.

Рекомендация 5. «Делитесь опытом».

Юношеский максимализм отдаляет подростков от родителей: «Взрослым нас не понять...» Тинейджерам трудно представить, что их строгие мамы и папы тоже были юными: и влюблялись, и чудили.

Быть ханжами, строить из себя людей без недостатков.

Открывайтесь перед детьми. С юмором рассказывайте о тех ситуациях, в которые попадали сами, когда были в их возрасте. О первой любви, о конфликтах с родителями, о своих чувствах... Сын или дочь должны понять, что вы им не враги, просто очень за них волнуетесь.


=================================================================================

 

Так что же такое оценка и отметка?

 Оценка – словесное выражение. Толковый словарь Ожигова: «Мнение о ценности, уровне или значении кого-нибудь, чего-нибудь».

 Отметка – цифровое выражение. Толковый словарь Ожигова: «знак, обозначающий в учебной системе оценку знаний учащихся».

Как относиться к отметкам ребенка

- Учите ребенка критически оценивать себя и свои поступки (посмотреть на себя со стороны), а не только критиковать своих одноклассников и учителя. Помогайте и ободряйте.

-Не ругайте своего ребенка за плохую отметку. Ему очень хочется быть в Ваших глазах хорошим. Если быть хорошим не получается, ребенок начинает врать и изворачиваться.

- Сочувствуйте своему ребенку, если он долго трудился, но результат его труда невысок. Объясните ему, что важен не только высокий результат. Больше важны знания и умения, которые он сможет приобрести в результате упорного ежедневного труда.

- Не заставляйте своего ребенка вымаливать себе оценку в конце четверти ради Вашего душевного спокойствия. Не учите ребенка ловчить, унижаться и приспосабливаться ради положительного результата в виде высокой отметки.

- Никогда не выражайте вслух сомнения по поводу объективности выставленной оценки. Есть сомнения – идите в школу и попытайтесь разобраться в ситуации. Не обвиняйте беспричинно других взрослых и детей в проблемах собственного ребенка.

- Поддерживайте собственного ребенка в его победах, устраивайте праздники по случаю получения хорошей отметки. Демонстрируйте положительные результаты своего труда, чтобы ребенку хотелось вам подражать

- Давайте ребёнку возможность «блеснуть» своими достижениями, пусть даже самыми малыми.

- Избегайте в своей речи фраз: «Ты как всегда всё перепутал! Вечно у тебя всё не получается!» Такими словами вы убеждаете ребёнка, что все его попытки что-то сделать всегда были неудачными.

- Избегайте разговоров на тему, что все в вашей семье были отличниками, и единственная приемлемая отметка – это «10» или «9».

- «Два»  балла – достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Оценку своих знаний ребенок уже получил, и дома от своих родителей он ждет спокойной помощи, а не новых попреков.

- Показывайте ребёнку, что вы рады даже «небольшим», с вашей точки зрения, его успехам.

- Хвалите – исполнителя, критикуйте – исполнение. Оценка должна иметь точный адрес. Ребенок обычно считает, что оценивают всю его личность. Адресовать к личности надо похвалу. Положительная оценка должна относиться к человеку, который стал чуточку более знающим и умелым.

- Оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его собственными вчерашними неудачами. Не надо сравнивать достижения ребенка с государственными нормами оценивания или с успехами соседского Саши. Ведь даже самый малый успех ребенка – это реальный успех, победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.

- Не скупитесь на похвалу. Нет такого двоечника, которого не за что было бы похвалить. Выделите из потока неудач крошечный островок, соломинку успеха, и у ребенка возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение.

-  Только вместе со школой можно добиться желаемых результатов в воспитании и обучении детей. Учитель - первый союзник и друг вашей семьи.

-  Обязательно посещайте все занятия и собрания для родителей.

-  Ежедневно интересуйтесь учебными успехами ребенка, спрашивая, что он узнал нового, чему научился, а не только, что получил.

 - Регулярно контролируйте выполнение ребенком домашнего задания, помогайте иногда, если ребенок испытывает затруднение, но не делайте работу за него.

- Помните, что мы ребёнка любим безусловно, а не за отметки, которые он принёс (нас дома ведь ждут не только в день зарплаты...)

У оптимистичных родителей - оптимистичные дети, а оптимизм - защита от тревожности!

 

Памятка

«Как помочь ребенку в приготовлении домашних заданий»

  1. Посидите со своим ребенком на первых порах выполнения домашних заданий. От того на сколько спокойными и уверенными будут его первые шаги, зависят его будущие школьные успехи.
  2. Формируйте привычку ребенка выполнять домашнее задание спокойно, превратите ритуал начала выполнения уроков в увлекательную игру, напоминайте об уроках без окриков, будьте терпеливы.
  3. Оформите рабочее место ребенка, поставьте красивый и удобный стол, повесьте лампу, расписание уроков, интересные стихи и пожелания школьнику перед началом выполнения уроков.
  4. Учите выполнять уроки только в этом рабочем уголке.
  5. Объясните ребенку главное правило учебной работы — учебные принадлежности должны всегда находиться на своем месте. Постарайтесь привести в пример свое рабочее место.
  6. Постоянно требуйте от ребенка приведения в порядок рабочего места после выполнения уроков. Если ему трудно это делать или он устал, помогите ему. Пройдет немного времени, и он будет убирать сам свое рабочее место.
  7. Если ребенок в вашем присутствии делает уроки, пусть сформулирует вам, что он должен сделать. Это успокаивает ребенка, снимает тревожность. Некоторые дети считают, что они задание не так поняли и испытывают страх, еще не начав это задание выполнять.
  8. Если ребенок делает что-то не так, не спешите его ругать. То, что вам кажется простым и понятным, для него пока кажется таинственным и трудным.
  9. Учите вашего ребенка не отвлекаться во время выполнения уроков, если ребенок отвлекается, спокойно напоминайте ему о времени, отведенном на выполнение уроков.
  10. Если ребенок выполняет письменное задание, обращайте больше внимания на то, чтобы он писал чисто, без помарок, с соблюдением полей.
  11. Не заставляйте своего ребенка многократно переписывать домашнее задание. Это подорвет ваш авторитет и его интерес к школе и учению.
  12. Вырабатывайте привычку у ребенка как можно раньше делать уроки самостоятельно и обращаться к вам только в случае необходимости.
  13. Каждый раз, когда вам хочется отругать своего ребенка за плохую отметку или неаккуратно сделанное задание, вспомните себя в его возрасте, улыбнитесь и подумайте над тем, захочет ли ваш ребенок через много-много лет вспомнить вас и ваши родительские уроки.
  14. Научите его выполнять любое дело, в том числе и домашние задания, с удовольствием и без злобы и раздражения. Это сохранит его и ваше здоровье.
  15. В конце концов, радуйтесь тому, что у вас есть такое счастье- с кем-то делать уроки, кому-то помогать взрослеть.

=============================================================================

 

 

 

свернуть

Дневник проведенных мероприятий

свернуть

 

    25 октября в 9 классе состоялось  родительское собрание “Свободное время и его значение в формировании личности подростка”. Завершилось собрание занятием по теме “Портрет современного подростка” в рамках проекта  “Родительский университет”, которое проходило в форме дискусси. Родители узнали, что подростковый возраст этот самый короткий по астрономическому времени период, в который подросток проходит великий путь в своем развитии; через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через внешние срывы и восхождения он может обрести чувство личности.

Подростковый возраст протекает очень бурно, самый затяжной и самый острый. В ходе дискуссии родители узнали о трех кризисах, которые сливаются воедино и переживаются подростками, а значит, о трех группах причин, которые делают возраст труднее (физиологические, психологические и социально-психологические).

В завершение мероприятия родители пришли к выводу, что чтобы успешно пережить все приключения подросткового возраста, и родителям, и подросткам нужно хорошо представлять, как выходить из критических ситуаций. Нельзя быстро и без труда решить все проблемы подросткового возраста. И подростки, и родители должны набраться терпения и продолжать работать, разговаривать друг с другом, любить друг друга. Пройдёт ли семья этот этап с наименьшими потерями, будет зависеть от того, что преобладает в ней – любовь или страх.

Открытое общение в семье позволяет членам семьи, детям и подросткам прежде всего, благополучно, без риска оказаться непонятыми, выразить всё, что их беспокоит.

 

    25 октября  во 2 “Б” классе состоялось  родительское собрание по теме “10 ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали”, а также   занятие “Как родители могут помочь ребёнку учиться?” в рамках проекта  “Родительский университет” . Целью данного мероприятия было рассмотреть типичные ошибки в воспитании детей, а также дать рекомендации родителям по воспитанию социально одобряемого поведения ребенка. Законным представителям учащихся был предложен тест “Какой вы воспитатель?”, а также педагогические задачи для проведения практикума. Итогом собрания стали памятки с рекомендациями для родителей «Азбука воспитания»

 

    25 октября в 4 классе состоялась родительское собрание по теме  “Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных и личностных качеств ребенка      “ в ходе которого в форме интенсива прошло ознакомление учащихся с “Возрастными психофизиологические особенности учащихся 4-х классов” (в рамках проекта “Родительский университет”).

Собрание проходило с целью познакомить родителей с особенностями возраста ребенка 8-9 лет, показать родителям важность индивидуального подхода в обучении и воспитании детей;

В ходе “Родительского университета” родители получили рекомендации по воспитанию ребенка:

1.Необходимо формировать познавательный интерес и положительную мотивацию учения через систему поощрений успехов, умений, знаний, достижений ребенка.

2.Внимательно относитесь к школьной жизни ребёнка, ненавязчиво оказывайте посильную помощь.

3.Для обогащения словарного запаса детей рекомендуется делать упор на чтение книг.

4.Обязательно поддерживайте и помогайте своим детям, хвалите даже за небольшие успехи и достижения, помогайте им взрослеть, постепенно передавая ответственность за какую-нибудь работу.

5.Не бойтесь лишний раз показать свою любовь к сыну или дочери. Это только укрепит их уверенность в своих силах и возможностях и поможет в различных трудных жизненных ситуациях.

 

    25 октября в 3 классе состоялось родительское собрание по теме “Значение общения в развитии личностных качеств ребенка”. Продолжилось собрание занятием в рамках проекта “Родительский университет”. Тема первой встречи в 2024/2025 учебном году “Значение школьной отметки в жизни ребёнка”

 

27 сентября состоялось родительское собрание в 1 классе. Дискуссионный клуб по теме «Воспитание самостоятельности у младших школьников» прошёл продуктивно. Дал возможность родителям понять самостоятельны ли они и их дети, обсудили этапы формирования самостоятельности у детей. Основной вывод, к которому пришли участники собрания, выразился в следующих понятиях: мотивация, стимул и хорошее отношение в семье! В ходе занятия родительского университета была разработана памятка по теме «Адаптация учащихся в 1 классе». 

 

20 сентября 2024г. в 7 классе было проведено заседание родительского университета по теме «Психологические и физиологические особенности семиклассников».

  Цель семинара-практикума – повышение уровня родительской компетентности в вопросах воспитания подростков, возрастных особенностей семиклассников, налаживания детско-родительских отношений и разрешения проблем, связанных с воспитанием подростков в семье.

  В начале заседания проанализированы ответы на вопросы анкеты «Какой он сейчас, мой ребёнок-семиклассник», обсудались проблемы, связанные с поведением подростков в классе.

   Родители ознакомились с психофизиологическими особенностями детей, которые вступили в подростковый возраст, высказали мнение о том, как каждый может помочь в этот сложный период взросления своему ребёнку, разобрали некоторые конфликтные ситуации.

В заключение заседания родители получили буклет-памятку «Психологические и физиологические особенности семиклассников».

 

7 сентября 2024г. состоялось первое занятие в рамках республиканского проекта «Родительский университет». Для законных представителей учащихся 5 класса классным руководителем была организована встреча по теме «Адаптация ребенка в новом коллективе». В ходе круглого стола родители под руководством Крупович М.Л. определили круг трудностей, с которыми могут столкнуться учащиеся после перехода в 5 класс, объединения в единый коллектив двух классов, смены классного руководителя. Марина Леонтьевна познакомила родителей с возрастными особенностями младших подростков, признаками успешной адаптации и дезадаптации.

В конце занятия каждый родитель получил памятку, в которой отражены рекомендации по общению младших подростков.

 

14.12.2023
    Не секрет, что современная система потребления информации создает огромный разрыв между реалиями, в которых живут родители и дети. Универсальной защиты от угроз не существует. Поэтому самый лучший способ уберечь ребенка от этого – это участвовать в его «виртуальной жизни». А для этого важно научить ребенка правилам компьютерной безопасности.
14 декабря в 6 классе состоялся родительский университет по теме «Безопасность подростка в сети Интернет», целью которого являлось углубление знаний по вопросам безопасного поведения в сети интернет и безопасности личного информационного пространства.
  В ходе мероприятия родители были ознакомлены с результатами анкетирования учащихся по данной теме, проинформированы о том, как именно контролировать поведение ребенка в социальной сети.
Также были рассмотрены такие актуальные вопросы, как риски взаимодействия в социальных сетях, пропаганда садизма, кибербуллинга. Никого не оставили равнодушными видеоролики на обсуждаемую тему.
Конечно, простого ответа, как обезопасить детей нет, так как каждый ребенок – уникальная личность, все семьи – разные.  Но есть система ценностей и убеждений, понятий о том, что такое хорошо и что такое плохо. Ребенок под влиянием добрых фильмов и хороших книг, с развитым художественным вкусом, четкими представлениями о том, что такое хорошо, а что такое плохо, с большой вероятностью отвергнет деструктивный контент в социальных сетях.
Всем родителям были предложены памятки «Десять правил безопасности для детей в Интернете».





 
 

    24 ноября состоялось родительское собрание в 9 «Б» классе в форме круглого стола. Началось собрание с заседания родительского университета. Обсуждение темы «Агрессия, ее причины и последствия»  началось с просмотра видео «Подростковая агрессия: как помочь ребенку справиться?» (www.youtube.com › watch).   Обсуждение советов психолога и беседа по предложенной теме  заставили задуматься, как правильно направить агрессию подростка в нужное русло и что с открытой агрессией легче бороться, чем со скрытой подростковой агрессией.

 

   11 ноября в 8 классе прошло родительское собрание по теме «Этот трудный возраст». В ходе круглого стола родителям было предложено составить портрет современного подростка, каждый делился опытом, как вести себя правильно в конфликтных ситуациях, учились, как правильно говорить с детьми, не употребляя слов «Ты должен…». Родителям была предложена памятка «Как наладить отношения с ребёнком- подростком».

В ходе родительского университета «Жизненные цели подростков» рассматривались вопросы: цели подросткового периода, постановка целей и их достижение, успеваемость в школе как один из факторов успешного достижения целей. Какие же цели ставят перед собой подростки? Их – три.  Это создание своей личности, создание отношений с другими людьми, создание отношений с окружающей средой. Акцентировалось внимание на том, что в достижении этих целей именно родители должны помочь своему ребёнку, чтобы он не разочаровался и не потерял себя в жизни.

Родителям было рекомендовано использовать советами Д. Карнеги «Девять способов, как изменить человека, не нанеся ему обиды и не вызывая негодования».

  1. Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств ребенка.
  2. Обращая внимание на ошибки, делайте это в косвенной форме.
  3. Прежде чем критиковать кого -либо, признайтесь в своих собственных ошибках.
  4. Задавайте вопросы вместо приказаний.
  5. Дайте возможность ребенку спасти свое лицо.
  6. Хвалите его даже за скромный успех и будьте при этом искренними.
  7. Создайте ребенку доброе имя, чтобы он стал жить в соответствии с ним.
  8. Пользуйтесь поощрением так, чтобы недостаток, который вы хотите исправить, выглядел легко исправимым, а дело, которым вы хотите его увлечь, легко выполнимым.
  9. Делайте так, чтобы ребенку было приятно исполнить то, что вы ему поручили.

В завершение встречи все пришли к выводу, что ни у кого нет единого правила для всех и на все случаи жизни. Каждый ребенок уникален, уникальны и наши отношения с ним. Нужно убедить ребенка в важности стать человеком, знающим и трудолюбивым, совершающим правильные поступки и в том, что у него есть все возможности реализовать себя.

 

26 октября 2023 года во втором классе круглый стол в рамках «родительского университета» на тему «Как родители могут помочь ребенку учиться».
Один из самых частых родительских вопросов — «Ребёнок не хочет учиться, что делать?». Но для того, чтобы хотеть учиться, учиться надо как минимум уметь. А это навык!
В ходе мероприятия родители узнали, что не стоит ожидать, что ребенок сможет сделать это самостоятельно: пока маленький человек учится в 1-2 классе (в 3 уже более или менее начинает включаться ответственность за себя), он ещё не очень собран, организован, попросту «вменяем». Поэтому он нуждается в контроле со стороны, то есть его надо элементарно научить учиться, показать, как это делается.
Родители учащихся были проинформированы о том, как правильно помочь второклассникам учиться, о причинах снижения познавательного интереса учащихся, ознакомлены с 9 тактиками действий, которые будут способствовать эффективному учению детей.

Значение школьной отметки в жизни ребёнка

13 октября 2023 года с целью повышения уровня родительской компетенции в вопросах аттестации учащихся на І ступени общего среднего образования для родителей 3 класса было проведено занятие родительского университета в форме семинара - практикум на тему «Значение школьной отметки в жизни ребёнка»

В ходе занятия обсуждались темы:

  1. Отметка и оценка знаний учащихся.
  2. Критерии оценки.
  3. Влияние оценки на самооценку учащихся.

          Прежде чем обсуждать проблему со стороны взрослого, родителям было предложено выполнить упражнение «Ретроспектива».

Для того, чтобы родителям было легче «вернуться в детство», на обсуждение было вынесено просмотр и анализ клипа «Первоклашка» (сл. В. Борисова, муз. А. Ермолова).

Также было предложено участникам мероприятия в группах создать плакат «Я и отметки». Установка: изобразить на листе ватмана ученика, который отвечает у доски, вместе с его мыслями и чувствами (воспоминания из собственного опыта обучения в начальной школе).

Затем предлагалось родителям вспомнить их состояние, когда они получали плохие отметки: «О чем они думали?», «Что хотели сделать?», «С каким чувством шли домой?», «Как их встречали родители?» и т.п.

Все родители отметили, что ситуация проверки знаний и получения неудовлетворительной отметки является сильным стрессом для ребенка.

В завершение встречи родителям была предложена памятка «Как помочь ребенку в приготовлении домашних заданий».

===============================================

15 сентября для родителей 6 класса было проведено занятие родительского университета в форме семинара-практикум на тему «Профилактика проблемного поведения подростков» с целью повышения уровня родительской компетенции в вопросах общении с детьми подросткового возраста. Задачи семинара-практикум:

  1. Расширить и систематизировать знания родителей о возрастных особенностях детей-подростков;
  2. Актуализировать представления об основных трудностях и проблемах в воспитании подростков;
  3. Способствовать развитию у родителей навыков равноправного общения, профилактики и разрешения межличностных конфликтов с детьми.

В ходе занятия обсуждались вопросы: Заметили ли вы изменения в характере вашего ребенка? Как вы думаете, почему это происходит? Какие сложности у вас возникают при общении с ребенком-подростком? С каким проблемным поведением могут столкнуться родители детей подросткового возраста? В чем причины проблемного поведения подростков?

Все родители отметили, что дети начали меняться. Некоторые родители говорили, что ребенок сильно вырос, кто-то отметил сильные изменения характера: появились вспыльчивость, эмоциональная неуравновешенность, желание спорить и противоречить родителям даже по пустякам. C ребенком уже труднее договориться, не всегда понятно, как поступить в некоторых ситуациях. Что происходит с ним?

Оказывается, он вступил в один из своих важнейших жизненных периодов, во многом определяющий его последующую судьбу, в период перехода от детства ко взрослости, в подростковый период.

В ходе выполнения упражнения «Светофор» определено поведение, которое по мнению большинства родителей является поводом для беспокойства и предпосылкой к развитию проблемного поведения (необходимо было поднять карточку красного цвета (если поведение является поводом для беспокойства и предпосылкой к развитию проблемного поведения) или зеленого цвета (норма для подросткового возраста)

Особенности поведения:

  1. Подросток много общается со сверстниками и меньше уделяет времени учебе (зеленый).
  2. Подросток ни с кем не общается, в классе у него нет друзей (красный).
  3. Девочка-подросток ярко красится и хочет следовать моде (зеленый).
  4. Подросток переживает неразделенное чувство влюбленности (красный).
  5. У подростка часто грустное настроение, чувство одиночества, бесполезности (красный).
  6. Подросток стремится к рискованным действиям, неоправданным и опрометчивым поступкам (красный).
  7. Подросток оспаривает некоторые ваши решения (зеленый).
  8. Подросток ведет долгие разговоры о жизни, стремится противопоставить себя родителям (зеленый).
  9. Подросток говорит об отсутствии ценности жизни (красный).
  10. Вы наблюдаете резкие перемены в поведении вашего ребенка, ранее не характерные для него (красный).

Особый интерес вызвал у родителей мультипликационный фильм о воспитании в семье.

В завершение встречи родителям было предложено упражнение «Вопросы для размышления».

Во время звучания музыки зачитывались вопросы. Ответы на эти вопросы не обсуждаются публично.

Вопросы для размышления:

  1. Какой или каким меня видит мой сын или дочь?
  2. Чувствует ли он, что я его люблю? Как он это понимает?
  3. Считает ли он, что я его понимаю?
  4. Нравится ли ему, как я с ним говорю?
  5. Хотел бы я, чтобы он говорил со мной также, как я с ним?
  6. Если я, когда мы с ним ссоримся, чувствую обиду, злость, то что он чувствует ко мне?
  7. Чувствует ли он себя одиноким, непонятым?
  8. Есть ли у нас с ним хотя бы одно занятие, которым мы с ним занимаемся вместе и с удовольствием?

Диалог получился искренним, открытым. Никто не был равнодушным, не остался в стороне от поднятых проблем. Все пришли к единому мнению, что, только будучи внимательными к чувствам и переживаниям, к внутреннему миру детей, мы все можем рассчитывать на то, что они тоже будут также внимательны и отзывчивы к нашим проблемам и проблемам других людей.

================================================================================

 

Занятие родительского университета

Портрет современного подростка»

 

8 сентября 2023 года состоялось собрание для законных представителей учащихся 9 «А» и 9 «Б» классов. Собрание было посвящено теме «Способы конструктивного разрешения конфликтных ситуаций», целью которого было выявление признаков конструктивного разрешения конфликтов с детьми и выстраивание модели адекватного поведения. Родители учащихся активно обсуждали предложенные педагогами конфликтные ситуации и высказывались, предлагая пути их разрешения, приводя примеры из собственного опыта воспитания подростков.

В результате состоялся конструктивный диалог, в ходе которого были озвучены источники и психологические механизмы типичных конфликтов между родителями и взрослеющими детьми; дана оценка различным стратегиям поведения в конфликте и выстроена на диагностических основаниях собственная модель, адекватная семейным условиям и традициям.

С целью повышения педагогической компетентности родителей, расширения их представления об особенностях подросткового возраста, методах выхода из конфликтных ситуаций в рамках повестки данного собрания было проведено занятие родительского университета «Портрет современного подростка».

Многие родители согласились с тем, что воспитание подростков – нелегкая задача, и некоторые родители чувствуют, что не могут больше контролировать поведение своего ребенка, оказывать на него влияние. Как следствие – отсутствие взаимопонимания, конфликты, проблемы, поэтому им необходима помощь в выработке продуктивных способов решения конфликтных ситуаций, понимании причин негативных поведенческих проявлений у подростка, расширении понимания психологических особенностей ребёнка в подростковом возрасте. В конце плодотворной беседы о портрете современного подростка родителям были предложены памятки.

Основные правила, которые необходимо учитывать родителям при взаимодействии с подростком

 

  • Правила, ограничения, требования, запреты обязательно должны быть в жизни каждого подростка. Это особенно полезно помнить родителям, желающим как можно меньше огорчать детей и избегать конфликтов с ними. В результате они идут на поводу у собственного ребенка. Это попустительский стиль воспитания.
  • Правил, ограничений, требований, запретов не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими. Это правило предостерегает от другой крайности – воспитания в духе «закручивания гаек», авторитарного стиля общения.
  • Родительские установки не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка (в движении, познании, упражнении, общении со сверстниками, мнение которых они уважают больше, чем мнение взрослых).
  • Правила, ограничения, требования должны быть согласованы взрослыми между собой. В противном случае дети предпочитают настаивать, ныть, вымогать.
  • Тон, которым сообщены требование и запрет, должен быть дружественным, разъяснительным, а не повелительным.
  • О наказаниях. От недоразумений никто не застрахован, и настанет момент, когда вам нужно будет отреагировать на явно плохое поведение подростка. Наказывая подростка, правильнее лишать его хорошего, чем делать ему плохо.
  • Важно помнить, что гораздо легче предупредить появление трудностей, чем потом преодолевать их.

 

Как организовать диалог с подростками

Чтобы между вами и подростками возник диалог, выполняйте следующие условия:

  • Если вы задаете вопрос, то подождите, когда ваш собеседник ответит на него.
  • Если вы высказываете свою точку зрения, то поощряйте подростка в том, чтобы он высказал к ней свое отношение.
  • Если вы не согласны, формулируйте аргументы и поощряйте поиск таковых самим подростком.
  • Делайте паузы во время беседы. Не разрешайте себе захватывать все коммуникативное пространство. Чаще смотрите в лицо подростку.
  • Чаще повторяйте фразы: «Как ты сам думаешь?», «Мне интересно твое мнение», «Почему ты молчишь?», «Ты не согласен со мной? Почему?», «Докажи, что я неправ!».
  • Необходимо выстраивать со своим ребёнком добрые, по возможности доверительные отношения
  • Главное в отношениях с подростком – ничего не «играть», а почувствовать настоящую готовность подстраиваться под постоянно меняющиеся ситуации и настроения, иметь гибкую позицию к мнениям и взглядам ребёнка, уважать любые проявления его личности.
  • Время безоговорочного авторитета взрослых безвозвратно ушло, поэтому командовать и руководить больше не получится. Эта тактика обречена на проигрыш. Вместо этого регулятором отношений будет являться ваш авторитет, статус и конкретные действия.
  • Одной из особенностей подросткового возраста является потребность в риске, чаще всего продиктованном желанием самоутвердиться. Это трудно принять, но единственный способ избежать больших проблем – быть готовым открыто обсуждать эти темы с ребёнком, говорить с ним на его языке и вместе находить иные пути для самоутверждения.
  • Важным будет умение сохранять чувство юмора и оптимизм. Подросток воспринимает многое из происходящего с ним с большой долей трагизма. Поэтому ваше умение разрядить ситуацию может сыграть здесь роль «громоотвода». Только не нужно высмеивать ребёнка или подшучивать над его чувствами. А вот посмотреть на любую ситуацию с позиции позитива буде полезно.
  • Если подросток захочет задать вопрос об отношениях с кем бы то ни было или спросить о том, что его волнует, не отказывайте ему в совете, но помните, что каждый вправе поступить так, как считает нужным.

 

свернуть
поделиться в:

Интернет-ресурсы: