РУ БЕ EN

Инновационный опыт 2015-2018

 

   С 2015 по 2018 год в нашем учреждении образования проходила реализация инновационного проекта: "Внедрение модели формирования медиакультуры учащихся в условиях современной информационно-коммуникационной среды учреждения образования” .

Актуальность

свернуть

 

   Современный мир – мир массовой коммуникации. Рывок, совершенный средствами массовой коммуникации в последнее десятилетие, стал одним из факторов развития процесса глобализации, который привел человечество к порогу общества нового типа – информационному, для которого характерно формирование глобальных коммуникационных сетей, включая мобильные связи, интернет, социальные сети. В Концепции информатизации системы образования Республики Беларусь на период до 2020 года отмечается «рост объемов производимой информации, ее активное использование в различных сферах деятельности, создание современной информационно-коммуникационной инфраструктуры стали основными факторами возникновения и развития информационного общества».

Происходящие сегодня в Республике Беларусь процессы глобальной информатизации общества коренным образом изменяют привычный уклад жизни, т.к. «сложившаяся исторически новая ситуация развития современного общества, которая определяется принципиально новым уровнем коммуникативных связей и высокой плотностью информационного поля» (Фельдштейн).

Данные тенденции свидетельствуют о переходе общества к качественно новой эпохе, которая получила название информационного общества и позволяют выделить новый вид человеческой культуры: - медиакультуру, которая стала определяющим фактором социализации в информационном обществе.

В педагогической науке появилось новое направление - медиаобразование, представляющее собой канал, по которому передается содержание медиакультуры, для того чтобы стать достоянием конкретного человека.

Ключевое значение приобретает проблема развития медиаграмотности школьников, которая представляет собой комплекс базовых знаний и умений, приобретённых в процессе медиаобразования и обеспечивающих стартовые возможности личности к дальнейшему развитию в области медиакультуры.

К числу таких знаний и умений относятся: культура общения с виртуальной медиа реальностью, творческие и коммуникативные способности, критическое мышление, умения полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, самовыражение при помощи медиатехники. Активное использование учащимися образовательного потенциала медийных ресурсов для саморазвития и самореализации актуализирует проблему воспитания ответственного и безопасного отношения к ним.

Актуальность инновационного проекта определяется настоятельной необходимостью формирования медиакультуры учащихся, которая будет способствовать развитию самостоятельного, критического, индивидуального, творческого мышления и станет одним из условий их самодостаточности и  успеха в медианасыщенном обществе.

В проекте мы опираемся на термин «медиакультура», которая понимается как: 1) совокупность материальных и интеллектуальных ценностей в области медиа, а также исторически определённая система их воспроизводства и функционирования в социуме; 2) по отношению к аудитории «медиакультура» может выступать системой уровней развития личности человека, способного воспринимать, анализировать, оценивать медиатекст, заниматься медиатворчеством, усваивать новые знания в области медиа.

 Международные стандарты в области медиаобразования: резолюции ЮНЕСКО, в том числе – Декларация о правах человека и верховенстве права в информационном обществе, программа «Информация для всех», ряд отечественных законодательных документов и др. Согласно ЮНЕСКО медиаобразование (mediaeducation) понимается как "обучение теории и практическим умениям для овладения современными средствами массовой коммуникации.Медийная и информационная грамотность (МИГ) рассматриваются как “основные компетенции, необходимые для эффективного использования медиа и других поставщиков информации и развития навыков критического мышления и обучения на протяжении всей жизни для общения и реализации активной гражданской позиции». Приобретение навыков медийной и информационной грамотности открывает перед педагогами и учащимися широкий спектр возможностей, обогащающих образовательную среду и позволяющих сделать образовательный процесс более динамичным.

Кафедра ЮНЕСКО факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, опираясь на британскую модель медиаобразования, предложила комплекс программ, рассчитанный на четыре уровня овладения знаниями о СМИ и навыками пользования ими, которые используются, прежде всего, в образовательно-информационной (изучение теории, истории и языка медиа) и практико-утилитарной (практическое изучение и применение медиасредств) моделях.

Анализ педагогической практики показывает, что проблема подготовки подрастающего   поколения к жизни в эпоху информационного общества в Республике Беларусь слабо актуализируется в контексте школьного образования. Сложившаяся ситуация объясняется следующими причинами: слабо разработана научно-методическая база для проведения занятий, способствующие повышению медиакультуры учащихся, преобладание технического (развитие умений пользоваться современными информационно-коммуникационными технологиями) к решению проблемы; отсутствие методического обеспечения решения проблемы: неготовность многих педагогов воспринять новые информационные реалии и идеи медиаобразования; отсутствие целостной системы подготовки учителей к реализации задач медиаобразования.

Накопленный учащимися практический опыт взаимодействия с различными медиаисточниками не может реализоваться в полной мере, так как отсутствуют или недостаточно развиты умения, позволяющие: соотносить эмоциональное восприятие с понятийным суждением, переносить эти суждения на другие жанры и виды медиакультуры, связать данный медиатекст со своим опытом и опытом других людей и т.д.

Актуальность проекта обусловлена противоречиями между:

- необходимостью формирования медиакультуры участников образовательного процесса, обусловленной современной социокультурной ситуацией в обществе, и недостаточным  научно-методическим обеспечением медиаобразования в условиях деятельности учреждения образования Республики Беларусь;

- вовлечением учащихся в процесс потребления массово-коммуникационной продукции и отсутствием педагогического сопровождения со стороны учреждения образования и семьи в области медиапотребления;

- ростом количества  источников информации, резким повышением плотности информационных потоков,  ростом агрессивности медиасреды и отсутствием целостной системы формирования у учащихся умений декодировать и критически оценивать медиаинформацию;

- необходимостью интеграции медиаобразования в образовательный процесс учреждения образованияи недостаточно разработанным методическим инструментарием  по созданию медиаобразовательной среды;

Указанные противоречия, актуальность проблемы и обозначенная практическая потребность обусловили выбор темы проекта «Внедрение модели медиакультуры учащихся как средства подготовки учащихся к жизни в современных информационных условиях».

свернуть

Цели и задачи проекта

свернуть

 

      Цель проекта:

- повышение уровня медиакультуры личности учащихся посредством создания современной (эффективной) медиаобразовательной среды на базе учреждения образования

             Задачи:

- создать эффективную медиаобразовательную среду на базе учреждения образования посредством организации учебно-методического, информационного обеспечения и психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса;

- создать условия для интеграции медиаобразовательного компонента в урочную и внеурочную деятельность путём адаптации существующих методик  проведения занятий на материале различных медиаисточников;

- повысить медиакомпетентность всех субъектов образовательного процесса, обеспечивающие успешную самореализацию личности во всех сферах жизни;

- создать условия для повышения уровня компетентности педагогических кадров в рамках реализации  инновационного проекта;

- создать условия для повышения квалификации педагогических кадров в рамках реализации инновационного проекта;

- формировать  и транслировать инновационный педагогический опыт;

- повысить имидж учреждения образования в социуме.

свернуть

Описание теорий

свернуть

 

    Проблема формирования медиакультуры личности как психолого-педагогический феномен достаточно нова и долгое время не являлась предметом специального исследования, хотя косвенно рассматривалась с разных позиций.

К началу 90-х гг. идеи медиаобразования реализуются более чем в 40 странах. Значительную роль в развитии медиаобразования сыграли международные организации: ЮНЕСКО, Международная ассоциация визуальной грамотности (США), Центр связи между образованием и массовой коммуникацией и Совет культурной кооперации при Европейском совете (Франция) и др.

Наиболее важны в направлении медиакультуры достижения канадского социолога Герберта Маршалла Маклюэна, который считается одним из первых медиатеоретиков, заново пересмотревших всю историю культуры. Он посвятил свои работы анализу коммуникативных каналов в сфере культуры и исследовал повседневную жизнь человека в информационном обществе – мире, созданном новейшими средствами массовой информации. Именно Маклюэн одним из первых использовал термин «media», который культурологами, а затем и социологами, философами, журналистами стал использоваться для обозначения различных средств коммуникации.

В России проблемами медиаобразования занимается Ассоциация деятелей кинообразования (1988), а также секция массовой коммуникации (1974) Педагогического общества России.

А.В.Фёдоров, проректор по научной работе Таганрогского государственного педагогического института, относится к числу теоретиков медиаобразования, выступающих за наделение обучаемых знаниями и умениями, необходимыми для создания собственных медиатекстов. А.В.Федоров рассматривает развитие критического мышления не как итоговую цель медиаобразования, а как его постоянный компонент.

В настоящее время медиапедагогика базируется на культурологическом личностно-ориентированном образовании (М.М.Бахтин, В.С.Библер, Е.В.Бондаревская, И.Ф.Исаев, В.В.Сериков, В.А.Сластенин, В.С.Сухомлинский и др.), учитывает психологические исследования в области  искусства и личности школьника (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, И.С.Кон, Д.И.Фельдштейн и др.), основывается на разработках педагогических технологий (В.П.Беспалько, Г.К.Селевко, А.И.Умана, М.Я.Виленского и др.).  Медиаобразование развивается в следующих направлениях: интегрирование в учебные дисциплины (Е.А.Бондаренко, А.А.Журин, Л.С.Зазнобина, Г.А.Поличко, Р.Г.Рабинович и др.), введение специальных  самостоятельных учебных курсов (А.В.Шариков, А.В.Федоров и др.) и организация внеурочных видов работы в виде кружка, факультатива, клуба (О.А.Баранов, С.Н.Пензин, Ю.Н.Усов, А.Я.Школьник и др.), опираясь при этом на медиаобразовательный опыт зарубежных педагогов (Д.Бааке, К.Бэзэлгэт, Д.Букингем, Л.Мастерман, С.Френе, Э.Харт и др.).

В центре внимания современных белорусских исследователей в сфере медиаобразования находятся вопросы, касающиеся теории и практики медиаобразования (К.А.Соколов), дистанционной формы обучения учащихся (Е.К. Емельянчик), применения экранных медиа в процессе подготовки студентов (С.И. Пугач), использования информационно-коммуникационных технологий на уроках и факультативных занятиях (О.Н. Круглова), применеие медиаобразовательных технологий в инкультурации молодёжи (Е.А. Спирина) и т.д.

Тематика медиаобразования  рассматривалась на многих научных форумах, проводившихся в Белоруссии. В частности, интересный опыт интеграции медиаобразования в учебно-воспитательный процесс был представлен на международной научно-практической конференции «Инновационное образование: теория и практика», состоявшейся в Минске в 2011 году. В статье И.Л. Шичко «Применение экранных медиа в процессе подготовки студентов» анализируется опыт внедрения одного из видов медиатекстов - экранные тексты (учебный - телевизионный – художественный кинематограф) в преподавании курса «Коррекционная педагогика». Медиаобразование как отдельный учебный предмет не включено в школьные программы Беларуси. Практическая реализация медиаобразования в школьной аудитории ведётся путем интеграция медиаобразовательных элементов в учебные дисциплины, и, при этом, реализуется в процессе киноклубной и факультативной деятельности.

При этом в последние годы белорусскими медиапедагогами разработаны различные программы по кино/медиаобразованию школьников. Говоря о методических подходах к медиаобразованию, отметим, что в Беларуси  они очень близки с российским: основной акцент делается на эвристических, проблемных, проектных, игровых формах обучения, направленных на развитие самостоятельности мышления, индивидуальности учащихся, стимулирование творческих способностей к восприятию, анализу и интерпретации медиатекста.  Медиаобразование позволяет решать целый комплекс задач:

 - развитие аналитического, критического мышления, автономии личности по отношению к медиа; - защита от вредного влияния СМИ;

- развитие способностей учащихся к восприятию, пониманию и анализу языка медиа;

- развитие способностей учащихся к политическому, идеологическому анализу различных аспектов медиа, медиакультуры;

- развитие способностей учащихся к моральному, нравственному, психологическому анализу различных аспектов медиа, медиакультуры;

- развитие способностей учащихся к анализу медиатекстов в широком культурологическом, социокультурном аспекте;

- развитие умений учащихся создавать и распространять собственные медиатексты;

- получение учащимися знаний по истории медиа, медиакультуры;

- успешная социализация в насыщенном информационном обществе.

Таким образом, актуальность теоретических и методических разработок в области медиакультуры в Беларуси очевидна.

свернуть

Описание модели медиакультуры учащихся

свернуть

 

Модель медиакультуры учащихся

    За основу взята модель формирования медиакультуры учащихся, которая разработана аспирантом кафедры общей и социальной педагогики государственного педагогического института города Северо-Осетинска Л.М. Льяновой.Модель развития медиакультуры личности учащихся в современном образовательном пространстве учреждения образования основывается на определении структуры и места медиакультуры личности в системе общей культуры личности. Уровень развития медиакультуры личности учащегося, который проявляется в культуре его деятельности, поведения, общения и мышления, формируется на основе взаимодействия в информационном обществе и включает аксиологический, технологический и личностно-творческий компоненты. Представляя собой процесс общения, при котором происходит обмен культурной информацией, медиакультура не только предоставляет широкие возможности для общения людей во времени и пространстве, но и оказывает огромное влияние на специфику этого взаимодействия. Средства массовой коммуникации – разветвленная система печатных, визуальных и аудиовизуальных средств, включая современное спутниковое телевидение, компьютер и Интернет выступают в качестве транслятора культурных ценностей и основных мировоззренческих установок личности, формируя как индивидуальное, так и общественное сознание. Медиаобразовательное пространство учреждения образования представляет собой результат интеграции медиа и образования, в котором осуществляется образовательный процесс в новых условиях информационного общества. Учреждение общего среднего образования, выступая социокультурным институтом, формирует целый комплекс факторов, влияющих на развитие медиакультуры личности учащегося. Среди них выделен субъект, средства, содержание и условия медиакультурного пространства учреждения образования. Под субъектом медиаобразовательного пространства мы понимаем носителя медиакультуры, осуществляющего социальное взаимодействие с помощью медиаресурсов. Субъектами выступают педагоги, учащиеся, родители, которые участвуют в организации медиаобразовательного пространства, и между которыми складывается особый стиль взаимодействия в новых медиакультурных условиях. Средства медиаобразовательного пространства школы представляют собой комплекс технических и программных средств хранения, обработки, передачи информации, который обеспечивает оперативный доступ к информации и осуществляет образовательные коммуникации. Медиатексты, понимаемые как произведения, распространяемые через массмедиа, в различных видах, формах и жанрах составляют содержательную часть медиапространства школы и представляют собой основной источник информации в образовательном процессе. Условия отражают организацию педагогического воздействия по совершенствованию и образовательного процесса, и максимальной индивидуализации обучения через привлечение учащихся к активной медиадеятельности. В структуре медиакультуры выделяют культуру передачи информации, культуру ее восприятия, а также систему уровней развития субъекта. В результате медиакультура личности учащегося выступает как система развития личности человека в новых информационных условиях, что приводит к формированию медиакомпетентности будущего выпускника школы, соответствующей современным требованиям информационного общества. Медиакомпетентность личности, в свою очередь, представляет собой совокупность ее мотивов, знаний, умений, способностей, определяющих особенности выбора, использования, критического анализа, оценки, создания и передачи медиатекстов в различных видах, формах и жанрах, анализа сложных процессов функционирования медиа в социуме.

Таким образом, медиакультура личности учащегося представляет собой систему усвоения культурных ценностей, норм и мировоззренческих установок на основе медиатизированной деятельности посредством взаимодействия в новых информационных и медиакультурных условиях информационно-образовательного процесса учреждения образования.

свернуть

Критерии и показатели эффективности инновационной деятельности

свернуть

 

Критерии

Показатели

Методы диагностики

Личностное развитие учащихся

  • положительная динамика повышения у учащихся интереса к медиадеятельности;
  • повышение степени осознания учащимися своего места в медиакультурной иерархии;
  • освоение принципов, ценностей, норм медиакультурных технологий;
  • высокая степень сформированности навыков формализации деятельности, общения и мышления в медиасреде;
  • повышение уровня креативности, способности к саморазвитию в области медиа;
  • соблюдение медиакультурной этики;
  • рост числа учащихся, охваченных медиа-деятельностью.

анкета, наблюдение, интервью, собеседование, анализ продуктов медиадеятельности

Уровень обученности учащихся

  • положительная динамика учебных достижений учащихся;
  • положительная динамика результативности участия в творческих, интеллектуальных конкурсах, мероприятиях.

мониторинг учебных достижений,

сравнительный анализ

Уровень профессионализма педагогических кадров

  • повышение компетентности в сфере медиаобразования и использование ИКТ;
  • расширение социально-педагогического партнёрства в рамках реализации проекта с другими учреждениями образования, участвующих в проекте;
  • расширение диапазона методов, применяемых в медиакультурной деятельности;
  • высокая степень сформированности навыков формализации деятельности, общения и мышления в медиасреде;
  • повышение уровня креативности, способности в саморазвитию в области медиа;
  • соблюдение медиакультурной этики.

анкетирование, наблюдение, изучение дневников педагогов-инноваторов, собеседование, анализ продуктов медиадеятельности

Удовлетворённость членов школьного сообщества, представителей социума инновационной деятельностью

  • положительная динамика удовлетворённости учащихся, родителей, учителей инновационной деятельностью, ее результатами и перспективами;
  • участие родителей в планировании, в организации выполнения планов и оценке результатов работы учреждения образования.

анкетирование, наблюдение

Здоровье учащихся

  • снижение уровня тревожности учащихся;
  • сохранение показателей школьно-значимых заболеваний (острота зрения, нарушение осанки)

мониторинг здоровья учащихся

Повышение социального статуса учреждения образования

  • положительная динамика роста контингента учащихся;
  • увеличение количества публикаций в СМИ, рекламных материалов, педагогических, методических брошюр.

сравнительный анализ

свернуть

Опыт работы педагогов школы

Деятельность киностудии

Интернет-ресурсы по медиаобразованию

Интернет-ресурсы: