РУ БЕ EN

Консультации

Для чего же нужен учитель-дефектолог в школе?
развернуть >>
свернуть

 

     Для чего же нужен учитель-дефектолог в школе? 

Слово учитель-дефектолог в школьном пункте коррекционно-педагогической помощи (ПКПП) у многих людей ассоциируется с детским садом, с нарушением звукопроизношения. Ведь именно там малышей учат правильно и чисто произносить звуки, заучивать стихи, чистоговорки и скороговорки.        Как правило, дети должны приходить в школу с чётким и внятным произношением звуков. Но в силу разных причин (частые простудные заболевания, невнимательное отношение взрослых к речи ребёнка, позднее речевое развитие и многое другое) не все первоклассники могут произносить звуки достаточно верно.

Первая задача учителя-дефектолога  – коррекция звукопроизношения младших школьников. Родителям надо знать, чем раньше ребёнок научится правильно произносить звуки, тем быстрее произойдёт их закрепление, тем легче и успешнее будет идти развитие речи в целом. Поэтому в первом классе учитель-дефектолог особое внимание уделяет исправлению звукопроизношения. 

    Иногда у учителя-дефектолога возникает необходимость закреплять работу по звукопроизношению и во втором классе. Это бывает из-за сложности нарушений у школьника, а также из-за недостаточной работы родителей по закреплению полученных на коррекционных (логопедических) занятиях навыков, особенно в летний период.    Если родители желают добра своему ребёнку, хотят видеть его успехи в школе, то очень важно прилагать все усилия, чётко и постоянно работать дома, выполнять все требования учителя-дефектолога. Одних занятий с учителем-дефектологом в школе недостаточно. Нужна заинтересованная работа родителей по закреплению школьного коррекционного материала. 

Второй задачей учителя-дефектолога  является восполнение пробелов в лексико-грамматическом строе речи. Лексика – это словарный запас, его богатство, многообразие. Грамматический строй речи – это умение правильно употреблять слова в предложении, изменять их. Если ребёнок говорит «много карандашов» вместо «много карандашей», значит это одно из нарушений грамматического строя речи. Чтение детям в дошкольном детстве художественной литературы способствует гармоничному развитию речи, обогащению словарного запаса.      На коррекционных занятиях школьник учится изменять слова (ухо-уши, рот-рты), образовывать новые формы слов (дерево-деревянный, слива-сливовый). Игровые моменты на занятиях повышают интерес ребёнка к обучению, заставляют его запоминать, правильно называть слова.  Всё вышеописанное – работа учителей-дефектологов в детском саду. Если ребёнок пришёл в школу без этих знаний, учитель-дефектолог поможет их усвоить. Закрепление дома усилит результат работы учителя-дефектолога.

Следующая задача учителя-дефектолога – развитие фонематического слуха. Такая работа идёт и в детском саду, и в школе. Фонематический слух - это умение услышать и назвать звук в слове (есть ли звук о в слове кот?), назвать звуки в слове по порядку ( рука – первый - р, второй – у, третий – к, четвёртый – а), придумать слово на определённый звук (р – речка, роза, ракета) и другое.                                                                                                Когда школьники начинают писать под диктовку, то умение определить последовательность звука в слове, услышать звук – очень сложная и трудная работа для детей. Поэтому развивать фонематический слух необходимо постоянно в детском саду и в школе. Работа эта длительная, так как ребёнок постепенно приучается слушать слово, звуки, из которых состоит слово. 

     Значительную помощь оказывает школьникам умение составлять схемы слов. Звучание слова закрепляется в зрительном варианте. Определённый звук имеет цветовое обозначение.  Данная работа необходима для правильного написания слов без специфических ошибок.

Предупреждение и устранение специфических ошибок при чтении и письме – основная и главная задача школьного учителя-дефектолога. 

Что такое специфические ошибки?

   Очень часто фонематический слух развивается у школьников длительно и тяжело, не смотря на все усилия учителя-дефектолога. В таких случаях в письменных работах и при чтении появляются нелепые, «глупые» ошибки, которые вызывают недоумение у родителей. Такие нарушения называются дисграфия – нарушение письма и дислексия – нарушение чтения. 

Дисграфические и дислексические ошибки проявляются в следующем:  • пропуски букв, слогов (машина – мшина, манна);  • перестановки букв и слогов (корова – ковора);  • замены букв (мороженое – моложенное, жуки – шуки, Люба – Луба);  • слитное написание слов (Детигуляют);

  • недописывание слогов и слов (дорога – дорог, черепаха – черепа).

     Иногда ошибки приобретают такой характер, что написанное прочитать и понять невозможно. Учитель-дефектолог, проводя систематическую и планомерную работу на коррекционных занятиях, устраняет такие ошибки. Часто на это уходит не один год, так как специфические ошибки очень стойкие.

     Хочется напомнить, что без заинтересованного участия родителей в коррекционной  работе, не может быть достигнут положительный результат. Только совместная работа учителя-дефектолога и родителей обеспечит успешную, радостную и интересную жизнь  ребёнка в школе.

свернуть

Буквы перепутались: лентяй или дисграфик?
развернуть >>
свернуть

 

    Многие родители сталкиваются с тем, что их любознательные и вполне смышлёные дети испытывают серьёзные трудности при овладении чтением и письмом. Решить проблему не помогают ни многочисленные выполнения домашних заданий, ни повторения и объяснения, ни поощрения и наказания. Не торопитесь ругать своих детей, обвиняя их в лени, невнимательности и неусидчивости. Не стоит также подозревать учителей в недостаточном внимании к вашему ребёнку. Проблема заключается в том, что некоторые дети страдают специфическими нарушениями чтения и письма - дислексией и дисграфией, и им нужна помощь специалиста.

   Дислексия и дисграфия могут возникать у детей с нормальным интеллектуальным развитием и устной речью, полноценным зрением и слухом. Недостаточная сформированность некоторых психических функций почти ничем себя не проявляет в повседневной жизни, но создаёт серьёзные препятствия при овладении чтением и письмом. При дислексии ребенок, несмотря на все старания, не может в полной мере овладеть навыками чтения – иногда даже на уровне слияния слогов. Бывает, что пытается угадать слово по первым буквам, не дочитывает окончания, заглатывает, пропускает буквы или заменяет их другими. При дисграфии ребенок делает на письме специфические ошибки, не связанные с правилами орфографии.

Уважаемые родители, обратите внимание на то, что специфические ошибки на письме в школе – как правило, следствие нарушения устной речи дошкольников. К сожалению, канули в прошлое вечера, когда родители читали детям сказки, а детки рассказывали, как прошел день в детском саду. Часто разговор родителей с малышом ограничивается короткими отрывистыми фразами: «Ел? Как себя вел?» Не редко мама и не ждет ответа ребенка, сама отвечает за него.
В повседневном общении такой диалогической речи бывает вполне достаточно. Что касается школы, то в ней к речи учеников предъявляются гораздо более серьезные требования.
Прежде всего, возникает необходимость формировать, а затем и формулировать собственные мысли в максимально понятной для других форме. Это достаточно сложная задача для первоклашки. Желательно, чтобы, разговаривая с ребенком, мама перестала понимать его с полуслова. Иногда стать крайне «непонятливой» бывает очень полезно.

Школьник должен уметь рассказывать, иметь хороший словарный запас, его речь должна быть грамматически правильно оформлена, сформировано звукопроизношение. Он должен научиться замечать свои ошибки и планировать свои действия.
Скажите, как ребенок будет читать и запоминать текст, если половина слов ему не понятна? Как он напишет правильно то или иное слово, если в устной речи он допускает ошибки, которые часто кажутся родителям смешными и даже милыми. Когда ребенок начнет писать слова, ему важно их проговаривать. А если у малыша нарушено звукопроизношение, то и напишет он, скорее всего, так, как скажет – с ошибками. Таким образом, до школы у ребенка должна быть полностью сформирована устная речь.

Научиться писать совсем не так просто, как кажется взрослым. Письмо – один из самых сложных видов человеческой деятельности. Для маленького ученика – это целая цепочка интеллектуальных и двигательных навыков. Родители склонны приписывать участившиеся двойки в тетрадях ребенка его лени или невнимательности. Как же понять, что ему действительно трудно дается правописание? Какие ошибки нужно «знать в лицо», и как отличить их от других – случайных и вполне безобидных? О дисграфии можно говорить в том случае, если у ребенка при письме обнаруживаются не случайные ошибки, а однотипные и повторяющиеся в течение долгого времени. Это пропуски, замены, перестановки, недописывание букв, слогов, слов; ошибки в ударных слогах, ошибки обозначения мягкости на письме; зеркальное написание букв или другие искажения; отсутствие заглавной буквы и точки в предложении; слитное написание или разрыв слова, нечитаемый почерк, резкое колебание почерка (от мелкого – к крупному), несоблюдение границы полей в тетради.

Что делать, если появились признаки дисграфии?
Безусловно, огромное количество однотипных повторяющихся ошибок в тетрадке вашего чада – сигнал для визита к дефектологу. Однако несколькими простыми рекомендациями вы можете воспользоваться самостоятельно.   Во-первых, не упрекайте и не злитесь на ребенка за ошибки, фразы типа: «Ты что, балбес?» не применимы ни при каких обстоятельствах;
не заставляйте ребенка бесконечно переписывать упражнения «начисто» или писать объемные тексты под диктовку; никогда не сравнивайте ребенка с другими детьми, у каждого свой темп развития. Обращайте внимание на усердие ребенка, а не на количество ошибок. Вселяйте в него веру, что трудности в учебе можно преодолеть. Вспомните, что свежий воздух и физические упражнения необходимы для полноценной умственной деятельности. Во-вторых, нужно спокойно сесть со специалистом и разобраться в характере ошибок. Самое важное – понять, как помочь ребенку. Общего совета, какую коррекционную помощь выбрать для ребенка, – нет и быть не может. Все зависит от того, с какой проблемой сталкивается школьник. Помните, что ребятишкам с дисграфией вполне по силам овладеть письмом, если они будут настойчиво заниматься. Коррекционная работа с детьми, страдающими дисграфией, проводится в тесном сотрудничестве родителей, дефектолога, учителя, иногда психолога. К слову, если вы доверились специалисту, не вносите коррективы в процесс обучения. Поступайте так, как вам советуют, при этом консультируйтесь у специалистов по волнующим вас вопросам.

Многие родители жалуются на отсутствие свободного времени. Но очень многие качества и способности ребёнка можно развивать между делом. И развитие фонематического восприятия, звуко-буквенного анализа, памяти, внимания, мышления – всё это можно делать в любой обстановке, стоит только проявить фантазию. Когда вы с ребёнком идёте из школы, магазина, поликлиники, читайте стихи, называйте предметы и обобщайте их по группам, развивая слуховое внимание. Полезно придумывание слов, которые начинаются на определённый звук. Звук можно выбирать в середине или конце слова. Поиграйте в игру «Наоборот» (подбор антонимов). Во время прогулок или других домашних дел играйте в «Цепочку» - придумывание слов на последний звук предыдущего слова. Слова можно подбирать на определённую тему. Во время поездки на автомобиле предложите ребёнку назвать всё, что он видит за окном. Это развивает словарь ребёнка и улучшает звукопроизношение. Когда вы собираетесь печь пироги или печенье, дайте ребёнку кусочек теста, чтобы он вылепил из него буквы. Попросите найти на полке предметы с заданным звуком. Занимаясь домашними делами, прослушивайте вместе с детьми записи сказок, стихов в исполнении актёров и чтецов, дикция которых безупречна.

Выбор письменных принадлежностей играет не последнюю роль в процессе овладения письменной речью, особенно, если речь идет об учащихся первых или вторых классов. Ручка должна быть не просто красивой, она должна быть удобной, хорошо писать, не пачкать тетрадь, комфортно помещаться в руке ребенка. Преимущество лучше отдать ручкам, которые пишут более тонко. Если ребенок неправильно держит ручку и карандаш, то стоит уделить внимание карандашам с тремя гранями и подобным насадкам на ручки.

Конечно же, все эти рекомендации не дадут моментального эффекта. Но постепенно они помогут ребенку справиться с имеющимися речевыми проблемами, что поможет ему в учебе. Иногда удается добиться великолепных результатов, но чаще всего какие-то особенности письма сохраняются, хотя проявляются у взрослого человека лишь на фоне усталости, болезни, каких-то отвлекающих факторов.

Работать с этой проблемой надо. Давить на ребенка, считать его неудачником из-за сложных отношений с диктантами не стоит: это делу не поможет. Не нужно забывать, что "дисграфик" очень часто остро чувствует свою проблему и боится вновь проявить ее: пропускает уроки, теряет тетради по русскому языку, мало общается. Задача взрослых оказать психологическую поддержку ребенку: не ругать, показывать заинтересованность в успехах, помогать.

Многие великие люди писали с ошибками и становились учеными, актерами, общественными деятелями, даже писателями. Помогает, как уже говорилось, комплексная и систематическая работа и, в первую очередь - дружеская и теплая атмосфера дома.

свернуть

Способы развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста через различные виды деятельности
развернуть >>
свернуть

 

    Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

Замечено, что дети, совершающие многочисленные оживленные движения пальцами рук, развиваются в речевом отношении  быстрее других. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Под термином мелкая моторика понимают координированные движения пальцев и кистей рук. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Другими словами, мелкая моторика — это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой, в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук.

Почему так важно для детей развитие мелкой моторики? Дело в том, что в головном мозге человека есть центры, отвечающие за речь и движениепальцев рук.Ввиду близости расположения речевых и двигательных зон в коре головного мозга, возбуждение, возникающее в двигательной области коры больших полушарий, передается на центры речевой моторной зоны и стимулирует артикуляцию.

 Из вышесказанного можно сделать вывод: усовершенствованные движения пальцев рук способствуют более быстрому и полноценному формированию речи у ребенка, тогда как неразвитая мелкая моторика, наоборот, тормозит такое развитие, хотя уровень общей моторики при этом может быть нормальный или даже выше нормы. Именно поэтому актуальность изучения способов и методов развития мелкой моторики бесспорна.

Ученые, педагоги и психологи единодушны во мнении о том, что движения рук играют важную роль на всех этапах развития ребенка. Помогать ребенку в развитии мелкой моторики нужно с младенческого возраста. В это время она развивается естественным образом, сначала совершаются первые хватательные движения, позже появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый «пинцетный захват», далее ребенок учится манипулировать различными предметами, тем самым осваивая предметный мир.

В период от трех до девяти лет развитие интеллектуальных и творческих возможностей человека наиболее продуктивно. Будущие успехи в обучении во многом связаны с тем, как и каким способом будет развиваться рука ребенка, его пальчики.

Овладение тонко координированными движениями рук осуществляется путем освоения специальных упражнений и игр. Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, синхронное взаимодействие между движениями и речью, запоминание серии двигательных актов, развитие тонких двигательных координаций, необходимых для полноценного становления навыков письма.

После диагностического обследования можно приступать к начальному этапу работы: учить детей свободно и непринужденно пользоваться движениями своих рук при помощи специфических упражнений. На простых, доступных для выполнения упражнениях дети учатся точно выполнять произвольные движения по команде взрослого. На этом же этапе используются игры с воображаемыми предметами.

              На следующем этапе обучаем детей приемам самомассажа рук. В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения: разминание, распределение, надавливание, пощипывание, потягивание за кончики пальцев. Для более эффективной работы кисти используются подручные средства: грецкий орех, мячик - ежик, прищепки, тренажеры. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук способствуют освоению детьми элементов самомассажа, оказывают оздоровительное воздействие на организм ребенка, улучшают функции рецепторов проводящих путей.

После выполнения самомассажа, приступаем к упражнениям, направленных на развитие тактильных ощущений кинестического компонента двигательного акта и упражнений, способствующих развитию динамической координации движений пальцев рук.

            Проводим упражнения на отработку силы пальцев и кисти рук, упражнения - игры на расслабление, упражнения на переключение позы, упражнение на ритмическую организацию движений, специальные упражнения с речевым сопровождением, игры - манипуляции, игры-потешки. С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария, а их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности.

            Далее следуют упражнения - игры с различными предметами (палочками, песком, крупой, бусинками, нитками, шнуровками, леской, проволокой и т.д.). Во время проведения игр с предметами укрепляется мускулатура пальцев, вырабатываются тонкие движения руки и пальцев, т.е. развивается ручная умелость.

Особое внимание заслуживают упражнения, развивающие графические навыки (обводка, орнаменты на бумаге в клетку, рисование по точкам без отрыва карандаша от бумаги, копирование изображений по клеточкам, продолжение узоров с соблюдением величины и направления штрихов, штриховка изображений в заданных направлениях, графические диктанты и т.д.) Выполняя графические упражнения, дети не только приобретают нужные графические умения, но и учатся ориентироваться в ограниченной плоскости (строка в тетради в клетку), развивают мыслительную деятельность, внимание, память.

 

Формированию навыков мелкой моторики способствуют проводимые занятия по лепке, конструированию, аппликации, ручному труду, рисованию. Очень нравится детям пластилинография, когда пластилин пальцами размазывается до контуров нанесенного заранее рисунка, рисунок украшается более мелкими деталями из пластилина другого цвета.

На занятиях обязательно включаются физкультминутки как элемент двигательной активности и переключение на другой вид деятельности. Физкультминутки можно проводить в сочетании движений с речью детей. Для младших школьников проговаривание стихов одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмируется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой стимулируют умственную деятельность, способствуют хорошему эмоциональному настрою, улучшению произношения многих звуков, а значит - развивают речь.

Работу по развитию тонкой моторики можно проводить в системе коррекционных занятий, индивидуальной работы, в виде рекомендаций родителям.

Чтобы развитие мелкой моторики пальцев рук стало увлекательной игрой, в коррекционной работе можно использовать разнообразные приемы:

  • пальчиковая гимнастика, показ при помощи пальцев рук различных изображений ("очки", " стул", "колокольчик", "зайка" и.т.д.), которыми может сопровождаться чтение потешек или сказок;
  • сминание пальцами комочков из бумаги;
  • перебирание и сортировка круп и семян (рис, пшено, горох, фасоль и др.)
  • выкладывание из крупы на фоновой бумаге различных изображений (геометрических фигур, букв, цифр, узоров);
  • выполнение аппликаций из природного материала;
  • шнуровка на различных предметах;
  • завязывание и развязывание бантов, узлов;
  • застегивание пуговиц, молний, крючков;
  • нанизывание бус, пуговиц и мелких игрушек на леску, шнурок;
  • конструирование из палочек, полосок узоров различными пальцами;
  • нахождение мелких предметов в емкости с фасолью, горохом - "сухой бассейн";
  • изготовление бус из разноцветных скрепок;
  • игры с песком (погружение рук, просеивание его между ладонями, рисование по песку или манке пальцами);
  • графические упражнения - игры: " Дорожка", " По точкам", " Узоры крестиком" и др.;
  • игры с конструкторами, требующие закручивать шурупы, гайки;
  • лепка из соленого теста;
  • рисование различными материалами (карандашом, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью);
  • симметричное вырезание, аппликация, вырезание ножницами различных фигурок из картинок.

В работе по развитию мелкой моторики необходимо придерживаться некоторых правил:

  • задания подбирать с учетом их постепенно возрастающей сложности;
  • учитывать индивидуальные особенности ребенка;
  • работу проводить регулярно, систематически;
  • соблюдать временной регламент, чтобы не вызвать переутомление;
  • повышать у детей интерес к упражнениям и заданиям, превратив их в занимательную игру;
  • заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, процесс обучения и развития формировал у детей положительную мотивацию.

Использование упражнений, игр, заданий для развития и совершенствования мелкой моторики кисти и пальцев рук дает положительную динамику в развитии мелкой моторики и развитии речи детей.

свернуть

Сотрудничество учителя-дефектолога с родителями учащихся, имеющих речевые нарушения
развернуть >>
свернуть

 

    Произносительная сторона речи фор­мируется в дошкольном возрасте. В об­щении с окружающими обогащается словарь ребенка. Высказывая свое мне­ние по тем или иным вопросам, малыш учится правильно произносить звуки, строить фразы. Ребенок успешнее овладе­вает речью, когда с ним занимаются не только в детском саду, но и в семье. Зна­ние некоторых методических приемов по развитию речи детей поможет родите­лям правильно организовать занятия.

Так как речь ребенка развивается путем подражания речи окружающих людей (в основном, взрослых -— родителей, членов семьи, педагогов дош­кольного учреждения и др.). сначала механического (рефлекторного), а за­тем все более и более осознанного, не­обходимо целенаправленно влиять на этот процесс. Влияние выражается в создании соответствующей возрасту де­тей активной речевой среды, для кото­рой характерны: правильная, чистая речь взрослых; чтение произведений детской литературы; посещение теат­ральных представлений, выставок, концертов и т.д.

Часто ребенок страдает тем или иным нарушением вследствие того, что в раннем возрасте не получил правиль­ного речевого воспитания. Ученые ут­верждают, что до пяти лет ребенок при нормальном развитии должен усвоить 2,5—3 тыс. слов, в то время как от 5 до 60 лет человек усваивает столько же. Этот факт подтверждает, что ог­ромную роль в развитии ребенка игра­ет правильное воспитание в семье. К сожалению, многие родители не имеют представления о закономерностях раз­вития речи и влиянии ее на общее раз­витие и успеваемость ребенка.

Результаты многочисленных иссле­дований ученых свидетельствуют о том, что недоразвитие или поврежде­ние различных звеньев речевой систе­мы при отсутствии специальных коррекционных мероприятий приводит к возникновению ряда вторичных откло­нений.К ним относятся: ограничен­ность сенсорных, временных и про­странственных представлений; недо­статки памяти, целенаправленности и концентрации внимания; снижение уровня обобщений; недостаточное раз­витие умения строить умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи; низкий уровень развития навы­ков общения; патологические и невро­тические черты личности ребенка.

В школе к речи ребенка предъявля­ются повышенные требования, и уче­никам с отклонениями в речевом раз­витии приходится нелегко. Вот почему очень важно своевременно выявить у детей речевые нарушения, провести психолого-педагогическое обследование детей и оказать им коррекционно-педагогическую помощь.

Основной целью логопедического воздействия является развитие речевой системы в целом, развитие общей рече­вой активности, накопление словаря, развитие физического и фонематичес­кого слуха, развитие грамматической стороны речи, обучение навыкам сло­вообразования и словоизменения, раз­витие связной речи и, наконец, коррек­ция произношения.

В ходе работы попутно решаются другие, не менее важные задачи:

* развитие психических процессов (внимание, память, восприятие, мыш­ление);

* формирование элементарных учеб­ных навыков (уметь внимательно слу­шать учителя, целенаправленно и усид­чиво выполнять поставленную задачу, адекватно оценивать результат своей работы и исправлять ошибки);

и формирование предпосылок обу­чения грамоте (обучение звуковому анализу слов, знакомство с понятиями звук, слово, предложение и др., разви­тие мелкой моторики и пространствен­ной ориентировки); профилактика нарушений письма и чтения.

Для того чтобы осуществлять комп­лексный подход к коррекции речевых нарушений, имеющихся у детей, необхо­дима действенная преемственность в ра­боте двух важных звеньев — детских дошкольных учреждений и школ, до­школьных и школьных пунктов коррекционно-педагогической помощи. Их тес­ное взаимодействие поможет воспитате­лям и учителям-дефектологам дошколь­ных учреждений, с одной стороны, бо­лее четко представить трудности, возни­кающие у детей в процессе обучения в школе, а с другой — построить свою работу так, чтобы предупредить эти трудности и свести их до минимума.

Полноценная коррекционная работа невозможна без участия в ней родите­лей. Практика показывает, что многие родители не знают, чем занимается с детьми учитель-дефектолог пункта коррекционно-педагогической помощи на своих занятиях. Некоторые родители негативно относятся к тому, что их дети зачисляются на пункт. Сделать родителей активными участниками пе­дагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать свое­го ребенка — важное условие успеха. Главной задачей работы учителя-дефектолога с родителями является фор­мирование у них активной позиции в оказании помощи своему ребенку.

Основными формами сотрудниче­ства с родителями являются: родитель­ские собрания; индивидуальные и груп­повые консультации; открытые заня­тия (индивидуальные и групповые); се­минары (групповые, классные, обще­школьные); анкетирование; информа­ционный уголок; информационно-мето­дические выставки.

Пропаганда логопедических знаний среди родителей должна быть неотъем­лемой частью работы учителя-дефектолога пункта коррекционно-педагогической помощи и специалистов центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. Просветительская дея­тельность является, по сути, работой по профилактике речевых нарушений.

Учителю-дефектологу следует уже с первой встречи готовить родителей уче­ников, зачисленных на школьный пункт коррекционно-педагогической помощи, к сотрудничеству. С этой це­лью он принимает активное участие в родительских собраниях, семинарах для педагогов и родителей, на которых знакомит их с видами речевых наруше­ний, формами их проявления, приема­ми правильного речевого воспитания в семье, доступными методами коррек­ции, организацией коррекционных за­нятий, проводит анкетирование с це­лью выявления запросов родителей и учета индивидуальных особенностей их детей. Темы выступлений могут быть разнообразными: «Нарушения чтения и письма, их предупреждение», «Виды работ по профилактике нарушений чте­ния и письма», «Помощь родителей в воспитании правильного звукопроизношения у детей», «Работа родителей по устранению недостатков произношения у ребенка», «Что такое фонематичес­кий слух и как его развивать».

Учитель-дефектолог уже в начале сентября приходит на классные, роди­тельские собрания, представляется ро­дителям и коротко сообщает о целях и задачах своей работы. В част­ности, он говорит о том, что фонемати­ческие и лексико-грамматические нару­шения речи не всегда сопровождаются нарушением звукопроизношения и по­этому родители их не замечают. Одна­ко эти нарушения самым серьезным об­разом влияют на усвоение ребенком школьной программы, часто являются причиной того, что он стойко не успе­вает по ряду предметов. Подобных ос­ложнений можно избежать, если с ре­бенком проводить коррекционные заня­тия, направленные на исправление ре­чевых нарушений.

Учитель-дефектолог ставит в извест­ность родителей о том, что прием детей на пункт осуществляется приказом ди­ректора школы с письменного согласия законных представителей детей. Необ­ходимо обратить внимание родителей на то, что они «наравне с учителем не­сут ответственность за посещение заня­тий своими детьми». Для получения объективного представления о ребенке дефектолог собирает анамнестические сведения, т.е. данные об истории разви­тия ребенка. С этой целью он просит родителей заполнить анкеты.

Далее учитель-дефектолог сообщает о составе групп и подгрупп, расписании занятий. Родителям учеников II--IIIклассов, имеющих нарушения письменной и устной речи, сообщается о том, что будут делать дети на первом и втором году коррекционной работы, перечисляются предметы, которые понадобятся для занятий. В заключение учитель-дефектолог рассказывает о рече­вом режиме в семье, в частности о том, что родителям необходимо как можно активнее способствовать пополнению словарного запаса детей. Здесь нужно сказать, что нельзя заставлять ребенка по несколько раз переписывать домаш­нее задание, добиваясь аккуратности и правильности выполнения, нельзя допус­кать, чтобы ребенок сидел над домаш­ним заданием больше установленного са­нитарными нормами времени.

Родителям необходимо знать, что дети, имеющие нарушения речи, как правило, с большим трудом осваивают технику чтения, поэтому целесообразно сначала взрослому прочитать текст, который задан для домашнего чтения, затем задать несколько вопросов о про­читанном и только после; этого предло­жить ребенку самостоятельно прочи­тать текст. При этом полезно дать ему в руку небольшую указку, чтобы он во­дил ею по тексту. Такой прием позво­лит значительно снизить напряжение, которое испытывает ребенок при чте­нии незнакомого текста.

Учитель-дефектолог также пригла­шает на собрания или на индивидуаль­ные беседы родителей, чьи дети имеют фонетические или фонетико-фонематические нарушения. С родителями этих учеников логопед должен иметь особен­но тесный контакт. Он объясняет, что дома необходимо проводить упражне­ния на закрепление поставленных зву­ков; если материал не закреплять, то не будет достигнута необходимая эф­фективность в работе, и период коррек­ционной работы с ребенком значитель­но удлинится. Если на занятиях видно, что дома необходимая работа не прово­дится, учитель-дефектолог внимательно разбирается в причинах, по которым это происходит, и старается помочь ре­бенку и родителям. Общие рекомендации учителя-дефектолога родителям:

* занятия должны быть системати­ческими, лучше ежедневными, но их продолжительность не должна превы­шать 1 5 минут;

* но время занятий сохраняйте ров­ный и спокойный тон;

* не забывайте похвалить ребенка, если не за успех, то хотя бы за старание;

» успокойте и подбодрите в случае неудачи, важно, чтобы ребенок был уверен в нашей поддержке;

* никогда не занимайтесь с ребенком, если он устал, плохо себя чувствует;

* будьте внимательны не только к его поведению, но и к его жалобам.

В течение учебного года учитель-дефектолог поддерживает постоянный контакт с родителями, сообщает им об успехах и проблемах детей, проводит систематические беседы и консульта­ции, дает рекомендации но коррекции звукопроизношения, чтения и письма, развитию активного словаря, культуре речи в семье.

Педагог может дать рекомендации для занятий с детьми летом. Прежде всего, необходимо напомнить родите­лям, что во время каникул нельзя пре­кращать занятия по исправлению звукопроизношения, иначе проделанная за учебный год работа может оказаться неэффективной .

В течение лета родителям следует вести работу по пополнению активного словаря и развитию связной речи де­тей. Этому способствуют новые впечат­ления, получаемые детьми во время по­ездок, прогулок. Надо только постоян­но привлекать внимание ребенка к ок­ружающему. Учитель-дефектолог сове­тует родителям во время прогулок по улицам, походов на луг, в лес знако­мить детей с сезонными явлениями природы. В формировании личности ребенка очень велика роль природы: общение с ней, познание ее тайн обла­гораживает человека, делает его более чутким, отзывчивым. Если ребенок уезжает в оздоровительный лагерь, важно убедить его, чтобы он писал письма, рассказывая, что его окружает, чем он занимается, где бывает и т.д.

Все перечисленные направления и формы сотрудничества с родителям помогут сделать работу учителя-дефектолога пункта коррекционно-педагогической помощи более эффективной. Активное включение родителей в коррекционно-педагогический процесс позволяет не только исправить речевые нарушения у ребенка, но и предупредить появление вторичных отклонений в развитии его личности.

свернуть
поделиться в:

Интернет-ресурсы: