Методическая работа
Выписка из плана работы государственного учреждения образования
«Средняя школа аг. Пограничный»
на 2024/2025 учебный год
Раздел VI
Организация работы с педагогическими кадрами
№ |
Содержание |
Сроки |
Ответствен-ный |
|
1. Методическая работа |
||||
1.2. Организационно-методическая работа |
||||
1. |
Подготовка учебных кабинетов к началу учебного года, проведение смотра кабинетов |
август |
Зав. кабинетами Некало Г.С. |
|
2. |
Комплектование и организация работы методических формирований педагогов |
август |
Некало Г.С. |
|
3. |
Организация участия педагогов в августовских районных методических объединениях |
август |
Некало Г.С.
|
|
4. |
Диагностика затруднений учителей-предметников, классных руководителей, руководителей методических объединений |
август |
Некало Г.С. Полонейчик Т.А. |
|
5. |
Изучение методических рекомендаций и инструктивно-методических писем Министерства образования Республики Беларусь к началу 2024/2025 учебного года на инструктивно-методических совещаниях |
до 30 августа |
Некало Г.С., Полонейчик Т.А. |
|
6. |
Организация индивидуальных и групповых консультаций для руководителей учебно-методических объединений и педагогов индивидуальным по запросам |
сентябрь; далее по мере необходи-мости |
Некало Г.С. |
|
7. |
Сверка педагогических кадров |
сентябрь |
Некало Г.С. Полонейчик Т.А. |
|
8. |
Методическое сопровождение педагогических советов: «Деятельность учреждения образования по выявлению и профилактике кризисных состояний у учащихся» «О работе педагогического коллектива по повышению качества образования через развитие функциональной грамотности учащихся»; «Об эффективных формах взаимодействия педагогического коллектива с законными представителями учащихся» |
сентябрь-октябрь
ноябрь-декабрь
февраль-март |
Некало Г.С.
Некало Г.С.
Полонейчик Т.А |
|
9. |
Организация и проведение смотра-конкурса учебных кабинетов |
октябрь |
Кергет И.Л. Некало Г.С. |
|
10. |
Организация участия педагогов в работе семинаров, проводимых на базе ГрОИРО, НИО, Академии образования |
по мере приглашения к участию |
Некало Г.С. Полонейчик Т.А. |
|
11. |
Обеспечение участия педагогов в работе районных методических объединений |
в течение года |
Некало Г.С. Полонейчик Т.А. |
|
12. |
Организация участия педагогов в районных конкурсах педмастерства, научно-практических конференциях, методических выставках и др. |
в течение года |
Некало Г.С. Полонейчик Т.А. |
|
13.
|
Проведение анкетирования «Уровень удовлетворённости методической работой» |
май |
Некало Г.С. |
|
14. |
Организация наставничеста |
август |
Некало Г.С. |
|
2.Учебно-методическая деятельность |
||||
1. |
Изучение информационных запросов педагогов по актуальным проблемам организации образовательного процесса |
сентябрь |
Некало Г.С. |
|
2. |
Ознакомление педагогов с новинками педагогики, психологии, методической литературы |
1 раз в четверть |
Яроцкая М.И., Некало Г.С. |
|
3. |
Информирование о новых направлениях в развитии общего, дополнительного и специального образования и подготовка педагогов к их реализации |
август- июнь |
Полонейчик Т.А. Некало Г.С. |
|
4. |
Изучение современных образовательных технологий, в том числе ИКТ |
1 раз в четверть |
Некало Г.С.
|
|
5. |
Организация работы методического совета |
|
Некало Г.С. |
|
5.1. |
1. Анализ методической работы учреждения образования в 2023/2024 учебном году. Планирование работы на 2024/2025 учебный год. 2. Нормативное правовое и научно-методическое обеспечение образовательного процесса по учебным предметам в 2024/2025 учебном году 3.Утверждение планов работы школьных методических формирований. 4. О проведении предметных недель в 2024/2025 учебном году |
август
|
Некало Г.С.
|
|
5.2. |
1.О работе педагогического коллектива по осуществлению преемственности при переходе учащихся с I на II ступень общего среднего образования |
октябрь |
Некало Г.С.
|
|
5.3. |
1. 1. О результативности работы учителей-предметников по подготовке учащихся к республиканской олимпиаде по учебным предметам. Итоги первого этапа республиканской олимпиады по учебным предметам 2. 2. О подготовке и проведении недели педмастерства «Мысль. Творчество. Поиск» |
ноябрь |
Некало Г.С. |
|
5.4. |
1. Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, нравственных качеств личности средствами учебных предметов |
январь |
Некало Г.С. Полонейчик Т.А. |
|
5.5. |
1. О работе педагогического коллектива по трансляции передового опыта работы 2. О проведении II школьной педагогической конференции «Педагогическая наука и образовательная практика: традиции, опыт и инновации» |
март |
Некало Г.С. |
|
5.6. |
1. Исследовательская деятельность как эффективная форма организации работы с высокомотивированными и одаренными учащимися. 2. О результативности работы методических формирований в 2024/2025 учебном году. Презентация полученных образовательных продуктов. |
май |
Некало Г.С |
|
6. |
Организация работы методических формирований по направлениям: |
раз в четверть |
Некало Г.С. |
|
6.1. |
УМО учителей начальных классов по теме: «Повышение качества образования средствами учебных предметов, в том числе в контексте формирования функциональной грамотности учащихся» 1. Нормативное правовое и научно-методическое обеспечение образовательного процесса на I ступени общего среднего образования в 2024/2025 учебном году 2. Развитие познавательной сферы учащихся начальных классов на учебных занятиях как средство формирования их функциональной грамотности; 3. Естественно-научная функциональная грамотность как ценностно-целевой ориентир начального образования; 4. Роль экскурсий и наблюдений в формировании экологической грамотности, воспитании и развитии личности учащегося |
август
ноябрь
январь
март
|
Клевцова С.В. члены УМО |
|
6.2. |
УМО учителей гуманитарного цикла по теме «Повышение качества образования средствами учебных предметов, в том числе в контексте формирования функциональной грамотности учащихся» 1. Нормативное правовое и научно-методическое обеспечение образовательного процесса по учебным предметам в 2024/2025 учебном году. 2. Современное учебное занятие по русскому языку и литературе в контексте формирования функциональной грамотности учащихся; 3. Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы в контексте формирования функциональной грамотности учащихся; 4. Тексты новой природы (интернет-публикации, мультимедийные презентации, интерактивная инфографика) как ресурс формирования функциональной грамотности учащихся |
август
ноябрь
январь
март |
Коник О.Н., члены УМО |
|
6.3. |
УМО учителей естественно-математического цикла по теме «Повышение качества образования средствами учебных предметов, в том числе в контексте формирования функциональной грамотности учащихся» 1. Нормативное правовое и научно-методическое обеспечение образовательного процесса по учебным предметам естественно-математического цикла в 2024/2025 учебном году. 2. Проектирование современного урока по математике с использованием активных методов и средств обучения, различных форм организации учебного взаимодействия, направленных на формирование функциональной грамотности учащихся 3. Формирование функциональной грамотности учащихся в процессе реализации междисциплинарных связей при изучении предметов естественно-математического цикла 4. Приемы формирования у учащихся социально и личностно значимых качеств (самостоятельности, целеустремленности, настойчивости в достижении цели, способности принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность и т. д.) средствами учебных предметов |
август
ноябрь
январь
апрель |
Таранович С.И., члены УМО |
|
6.4. |
УМО учителей физической культуры и здоровья и трудового обучения по теме «Повышение качества образования средствами учебных предметов, в том числе в контексте формирования функциональной грамотности учащихся» 1. Нормативное правовое и научно-методическое обеспечение образовательного процесса по учебным предметам «Трудовое обучение» и «Физическая культура и здоровье» в 2023/2024 учебном году. 2. Теоретические и научно-методические аспекты формирования функциональной грамотности учащихся средствами учебных предметов «Трудовое обучение» и «Физическая культура и здоровье»; 3. Проектирование современного урока по учебному предмету в контексте функциональной грамотности учащихся 4. Развивающий и воспитательный потенциал уроков трудового обучения и физической культуры |
август
ноябрь
январь
апрель
|
Некало Г.С., члены УМО |
|
6.5. |
МО классных руководителей по теме «Профессиональная мобильность классного руководителя как условие эффективности воспитания и развития конкурентоспособной личности» 1. Особенности организации и планирования социальной, воспитательной и идеологической работы в 2024/2025 учебном году 2. Формы и методы работы классного руководителя по формированию ЗОЖ, ответственного и безопасного поведения 3. Современный классный час: технологии, методы, приёмы, позволяющие повысить качество воспитания и развития личности учащихся. 4. Оценка эффективности воспитательной работы в школе. Мониторинг уровня воспитанности |
август
декабрь
март
май
|
Полонейчик Т.А., члены МО |
|
6 |
Неделя педмастерства «Мысль. Творчество. Поиск» |
декабрь
|
Некало Г.С.
|
|
7 |
Проведение методических каникул |
ноябрь, март |
Некало Г.С., Руководи-тели УМО |
|
8 |
Проведение II школьной педагогической конференции «Педагогическая наука и образовательная практика: традиции, опыт и инновации» |
май |
Некало Г.С.
|
|
2.Аттестация |
||||
1. |
Собрание педагогического коллектива 1. Итоги работы аттестационной комиссии в 2023/2024 учебном году; 2.Выборы аттестационной комиссии |
до 25 сентября |
Кергет И.Л. Некало Г.С.
|
|
2. |
Распределение обязанностей между членами аттестационной комиссии |
сентябрь |
Некало Г.С. |
|
3. |
Обновление стенда «Аттестация педагогических работников», материалов в помощь педагогу к аттестации |
сентябрь |
Некало Г.С. |
|
4. |
Проведение консультаций для педагогических работников по вопросам аттестации: - права педагогов в аттестации; -процедура аттестации, формы квалификационных испытаний; - квалификационный экзамен на высшую категорию |
по мере необходи-мости |
Члены аттестационной комиссии, руководство |
|
5. |
Собеседование с членами педагогического коллектива, изъявившими желание повысить квалификационную категорию в 2024/2025 учебном году. |
сентябрь
|
Некало Г.С.
|
|
6. |
Работа аттестационной комиссии: |
|
|
|
6.1 |
Прием заявлений на прохождение аттестации |
в течение года |
Председа-тель аттестаци-онной комиссии |
|
6.2 |
Составление графика аттестации (дополнений к графику) педагогических работников. |
по мере поступления заявлений |
Председа-тель аттестаци-онной комиссии |
|
6.3 |
Составление и согласование с аттестуемыми программ изучения их профессиональной деятельности. |
в соответствии с графиком аттестации |
Председа-тель аттестаци-онной комиссии |
|
6.4 |
Изучение педагогической деятельности аттестуемых. |
Аттестацион-ная комиссия |
||
6.5 |
Составление характеристики педагогического работника, согласование с профсоюзным комитетом. |
Председа-тель аттестаци-онной комиссии |
||
6.6 |
Заседания аттестационной комиссии |
Председа-тель аттестаци-онной комиссии |
||
6.7 |
Оформление документации по итогам аттестации |
Секретарь аттестаци-онной комиссии |
||
3. Выявление, изучение, обобщение и распространение эффективного педагогического опыта |
||||
1. |
Оказание практической помощи педагогическим работникам в организации обобщения и распространения передового педагогического опыта |
в течение года |
Некало Г.С. Полонейчик Т.А., руководи-тели УМО |
|
2. |
Изучение опыта работы учителей- предметников (Конецкой А.П, Король Т.А.), классных руководителей (Рудневой Т.В) |
ноябрь-апрель |
Некало Г.С. Полонейчик Т.А., |
|
3. |
Посещение уроков, факультативных занятий, воспитательных мероприятий, объединений по интересам |
ежене- дельно |
Кергет И.Л. Некало Г.С. Полонейчик Т.А. |
|
4. |
Организация и проведение взаимопосещений уроков, факультативных занятий, классных и информационных часов |
в течение года |
Некало Г.С., Полонейчик Т.А., руководи-тели УМО |
|
5. |
Организация работы по выпуску: -сборника исследовательских работ учащихся -информационно-методического журнала «Практика+» |
апрель май |
Некало Г.С. |
|
4.Повышение квалификации и самообразование педагогов |
||||
4.1. Повышение квалификации |
||||
1. |
Изучение и анализ запросов педагогических работников на повышение квалификации |
сентябрь |
Некало Г.С. |
|
2. |
Корректировка годового плана повышения квалификации педагогических работников учреждения образования в соответствии с районным планом |
сентябрь, далее по мере необходимости |
Некало Г.С. |
|
3. |
Организация своевременного прохождения педагогами повышения квалификации |
согласно приложению к приказу отдела образования |
Некало Г.С. |
|
4.2.Самообразование педагогов |
||||
1. |
Знакомство с новыми нормативными документами, инструктивно-методическими письмами к новому учебному году |
август, далее постоянно |
Учителя-предметники |
|
2. |
Составление и корректировка планов по самообразованию |
август-сентябрь |
Учителя-предметники классные руководи-тели |
|
3. |
Проведение консультаций и собеседований с педагогами по теме, выбранной для самообразования |
по запросам педагогов |
Некало Г.С., Полонейчик Т.А., руководи-тели УМО |
|
4. |
Отчеты учителей и классных руководителей по самообразованию |
апрель, май |
Некало Г.С., Полонейчик Т.А. |
|
5. |
Проведение педагогической диагностики по итогам учебного года |
апрель - май |
Руковод-ители УМО |
|
5. Работа с молодыми специалистами |
||||
1 |
Изучение нормативных правовых документов, методической документации |
август
|
Некало Г.С. |
|
2 |
Консультация «Разработка календарно-тематических и поурочных планов» |
август-сентябрь |
Некало Г.С. Крутов Е.А. |
|
3 |
Методическая помощь в организации работы по самообразованию |
сентябрь |
Труш В.С. |
|
4 |
Консультирование по организации работы факультативных занятий, по организации внеклассной работы по предмету |
сентябрь |
Некало Г.С. |
|
5 |
Посещение уроков педагога-наставника, учителей высшей квалификационной категории, категории «учитель-методист» |
сентябрь-май |
Крутов Е.А. |
|
6 |
Посещение уроков молодого специалиста с целью оказания методической помощи |
сентябрь-май |
Некало Г.С. Труш В.С. |
|
7 |
Консультация «Как подготовить ученика к предметной олимпиаде» |
октябрь |
Некало Г.С. |
|
8 |
Теоретическое занятие: «Использование нестандартных форм работы в образовательном процессе» |
ноябрь |
Некало Г.С. Труш В.С. |
|
9 |
Практикум «Системный анализ урока» |
декабрь
|
Некало Г.С.
|
|
10 |
Практическое занятие «Использование активных методов и приёмов на уроке» |
январь |
Некало Г.С. Труш В.С. |
|
11 |
Практикум «SWOT-анализ (самоанализ)учебного занятия» |
февраль |
Некало Г.С.
|
|
12 |
Теоретическое занятие «Современные педагогические технологии» |
март |
Некало Г.С. Труш В.С. |
|
13 |
Проведение открытого урока в рамках Недели успехов |
апрель |
Крутов Е.А. |
|
14 |
Анкетирование на выявление профессиональных затруднений, определение степени комфортности педагога в учреждении |
май |
Некало Г.С. |
Методическая работа государственного учреждения образования «Средняя школа аг. Пограничный» направлена на обновление содержания образования, повышение профессиональной компетентности педагогов, своевременное оказание им методической помощи. Важное условие успешной деятельности методической службы – правильный выбор ее модели в зависимости от целей, задач и подходов, на основе которых она создается.
Модель методической службы строится на основе принципов научности, системности, интеграции, практической направленности.
Принципы научности и системности заключается в необходимости формирования системы научных знаний, которые оказывают решающее влияние на развитие личности педагогического работника, на характер его мыслительной деятельности. Принцип, который характеризует наличие в сознании педагогического работника структурных связей (связей строения), адекватных связям между знаниями внутри научной теории.
Соблюдение принципа интеграции позволяет избегать дублирования видов деятельности, осуществляемых другими подразделениями, органами самоуправления (например, педагогическим советом и т.п.).
Принцип практической направленности позволяет приблизить содержание образовательного процесса к реалиям современного общества, учитывая его особенности.
Методическая служба может стать составным звеном управленческой деятельности любого дошкольного образовательного учреждения и целенаправленно вести работу с педагогами по совершенствованию и развитию их профессиональной компетентности.
Основные направления в содержании деятельности методической службы таковы:
- определение уровня профессиональной компетентности педагогов, их профессиональных потребностей, проблем, интересов;
- совершенствование уровня психолого-педагогических и методических знаний, умений, профессионального опыта педагогов, их профессиональных ценностных ориентаций;
- информирование педагогов о достижениях педагогической науки и практики посредством нормативно-правовых документов, программно-методического и дидактического обеспечения;
- создание условий для непрерывного развития и саморазвития профессиональной компетентности и профессиональной успешности педагогов.
Методическая работа осуществляется на 3 уровнях. На первом - стратегическом уровне определяются основные направления деятельности, и разрабатываются основные пути развития всех структурных звеньев методической службы.
Стратегический уровень представлен педагогическим и методическим советами. Основные их задачи: определение приоритетных направлений развития методической и научно-исследовательской работы педагогов; программно-методическое обеспечение деятельности учреждения; обобщение и распространение передового педагогического опыта.
Второй уровень (тактический) представляет собой взаимодействие инвариантной и вариативной составляющих методической службы, представленных разнообразными направлениями работы с педагогами. Вариативная и инвариантная составляющие на тактическом уровне - это звено, которое непосредственно осуществляет решения и рекомендации, принятые на стратегическом уровне.
Инвариантная часть предполагает циклическую работу методических объединений: учителей-филологов, учителей иностранного языка, учителей начальной школы, учителей истории и географии, учителей естественно-математического цикла, учителей физической культуры и здоровья и трудового обучения, классных руководителей; самообразование педагогов.
В организации деятельности предметно-педагогических циклов используются разнообразные формы работы с педагогами: семинары-практикумы, недели педмастерства, творческие группы, работу школы молодого специалиста, работу НОУ «Открываем мир вместе», аттестацию, повышение квалификации, обобщение опыта и т.д.
В модель методической службы на информационно-аналитическом уровне входит экспертная управленческая команда.
Организация деятельности экспертной команды обусловлена необходимостью отслеживать качество и эффективность проводимых методической службой форм работы с педагогами, а также необходимостью иметь систематизированную информацию о кадровом потенциале учреждения и динамике его роста.
В целом представленная модель методической службы:
- создает условия для совершенствования и развития профессиональной компетентности педагогов;
- опирается на системно-деятельностный, мотивационный и дифференцированный подходы в организации деятельности, необходимые для успешного функционирования учреждения образования;
- отвечает основным принципам: научности, системности, единства теории и практики, гибкости и мобильности, связи с жизнью и др., что находит отражение методических секциях, творческих мастерских, научно-исследовательских коллективах и т.п.;
- реализуется на трех соответствующих управленческих уровнях (стратегическом, тактическом, информационно-аналитическом);
- строит свою работу с опорой на нормативные правовые документы республиканского, областного и районного уровней
- учитывает как коллективные, так и индивидуальные траектории развития профессиональной компетентности педагогов.
Мы в соцсетях: